Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Принятие законопроекта обеспечит реализацию государством полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В связи с исключением из оснований формирования федеральных перечней государственных услуг положений о федеральных органах исполнительной власти (вследствие изменений, внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 1173 и от 2 декабря 2020 г. N 1988) с 2021 года у Федерального агентства водных ресурсов отсутствуют правовые основания для формирования и исполнения государственных заданий подведомственными ему учреждениями, и как следствие невозможность выполнения противопаводковых, берегоукрепительных и других водохозяйственных и водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в отношении водных объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также водных объектов по которым проходит государственная граница Российской Федерации.
В настоящее время обязательства по выполнению работ в сфере водного хозяйства возникают у подведомственных учреждений Росводресурсов только на основании Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282.
В целях обеспечения реализации подведомственными Росводресурсам учреждениями установленных задач в сфере водного хозяйства, недопущению срыва выполнения мероприятий, запланированных к реализации в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология" законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 7.1 Водного кодекса Российской Федерации, наделяющих государственные и муниципальные учреждения полномочиями по осуществлению мероприятий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Также статьей 1 законопроекта уточняется определение "водное хозяйство".
Кроме того, законопроектом предлагается статью 67 Водного кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, конкретизирующей состав мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, осуществляемых в соответствии с водным законодательством, а также обеспечения сооружениями инженерной защиты территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Также законопроектом предусмотрено возложение полномочия по установлению или изменению границ зон затопления, подтопления, не обеспеченных инженерной защитой, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления.
В условиях осуществления региональными органами полномочий по подготовке материалов, обосновывающих границы зон затопления, подтопления (сведения о границах зон затопления, подтопления, включая графическое и текстовое описание, перечень координат), согласованию их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г N 360), в целях оптимизации процедуры утверждения или изменения зон затопления и подтопления представляется целесообразным установить правовые основания для утверждения либо изменения соответствующих границ актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (что в случае принятия законопроекта найдет свое отражение в Положении о зонах затопления, подтопления).
Такая оптимизация обеспечит их синхронизацию с закрепленными Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочиями по подготовке и утверждению документов территориального планирования, согласованию проектов схем территориального планирования и проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований, осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Кроме того, предлагается уточнить перечень ограничений использования территорий, подверженных затоплению, подтоплению, установив запрет на строительство в таких зонах объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Правоприменительная практика, связанная с предотвращением негативного воздействия вод, также выявила потребность в расширении применяемых способов инженерной защиты территорий.
Так по информации Правительства Республики Саха (Якутия), из 123 населенных пунктов Республики, на территории которых установлены границы зон затопления, в 96 требуется строительство защитных сооружений, 27 населенных пунктов необходимо переносить на незатапливаемую территорию, однако в связи с малой плотностью населения во многих населенных пунктах экономическая эффективность проведения капитального строительства защитных и берегоукрепительных сооружений низкая и не отвечает условиям предоставления субсидии из федерального бюджета.
В целях развития территорий, попадающих в зоны затопления, подтопления, предлагается установить возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления при обеспечении инженерной защиты данного объекта путем искусственного повышения поверхности земельного участка или устройства свайных фундаментов.
Следует отметить, что метод инженерной защиты путем искусственного повышения поверхности территорий успешно применен на о. Русский в Приморском крае, технология его производства отражена в Своде правил 104.13330.2016 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления".
Статьей 2 законопроекта предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу 1 марта 2022 г. и установлен в целях соблюдения требований статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Устанавливаемые в законопроекте нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта не предполагает изменений и дополнений полномочий органов местного самоуправления.
Утверждение или изменений границ зон затопления, подтопления будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий по подготовке и утверждению документов территориального планирования, как и осуществляемое сегодня обоснование границ зон затопления, подтопления, поскольку зоны затопления, подтопления, как зоны с особыми условиями использования территорий, подлежат отображению на картах в составе материалов по обоснованию схем территориального планирования, в связи с чем не приведет к увеличению расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введению новых видов расходных обязательств.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственной строительного надзора.
Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета, не повлечет отрицательных социально-экономических последствий.
Реализация законопроекта не предполагает выпадающих доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия по установлению, изменению границ зон затопления, подтопления будут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий по подготовке и утверждению документов территориального планирования, в связи с чем реализация законопроекта не приведет к увеличению расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введению новых видов расходных обязательств.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о зонах затопления, подтопления, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360".
Подготовка указанного постановления обоснована возложением полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению, изменению границ зон затопления, подтопления, не обеспеченных инженерной защитой.
Срок подготовки - декабрь 2021 г.
Краткое описание акта - установить, что решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти - головном исполнителе и соисполнителях по разработке - Минприроды России, Росводресурсы, Росреестр, Минэкономразвития России, Минфин России.
2. Приказ Росводресурсов "О признании утратившим силу приказа Росводресурсов от 16 сентября 2019 г. N 230 "О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления".
Подготовка указанного приказа обоснована возложением полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению, изменению границ зон затопления, подтопления, не обеспеченных инженерной защитой.
Срок подготовки - декабрь 2021 г.
Краткое описание акта - признать утратившим силу приказа Росводресурсов от 16 сентября 2019 г. N 230 "О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления".
Сведения о федеральном органе исполнительной власти - головном исполнителе - Росводресурсы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.