Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 9760-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" разработан в соответствии с пунктом 137 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
В целях реализации требований стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО) в части обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и принятия мер по содействию и ускорению навигации воздушных судов между территориями Договаривающихся государств проектом федерального закона предлагается внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) ряд изменений.
Положения статьи 52 Кодекса дополняются нормой, устанавливающей невозможность приема на должности авиационного персонала лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, предусмотренный статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму" (далее - Перечень, Закон). Основания для включения физического лица в Перечень определены подпунктами 2, 2.1, 4 - 7 пункта 2.1 Закона.
Требования ИКАО, изложенные в Приложении 9 "Упрощение формальностей" к Конвенции о международной гражданской авиации, предусматривают, в том числе, что Договаривающееся государство:
упрощает и ускоряет процедуру, в соответствии с которой эксплуатанты воздушных судов обращаются за получением удостоверения члена экипажа для членов своих экипажей (для использования в качестве удостоверения личности членов экипажа);
принимает удостоверения членов экипажа для безвизового въезда в случае прибытия членов экипажа воздушного судна международным рейсом при исполнении служебных обязанностей;
принимает меры для обеспечения незамедлительного временного въезда на свою территорию технического персонала иностранных эксплуатантов воздушных судов с целью восстановления летной годности воздушного судна, которое по техническим причинам не может продолжать полет.
Требования ИКАО также предусматривают принятие мер, обеспечивающих, чтобы инспекторы гражданской авиации Договаривающегося государства, выполняющие свои обязанности, связанные с инспекцией, оформлялись таким же образом, как и члены экипажа при прохождении процедур, связанных с прибытием и убытием в другое Договаривающееся государство.
Для реализации данных требований в статью 56 Кодекса включается норма, предусматривающая выдачу удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна членам экипажей, специалистам, осуществляющим техническое обслуживание воздушного судна, сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации. Выдача осуществляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Кодекс также дополняется статьей 56.1, обеспечивающей регулирование вопросов оформления, выдачи, использования, аннулирования, изъятия удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна, а статья 65 Кодекса дополняется нормами, регулирующими вопросы оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения инспектора гражданской авиации Российской Федерации.
В соответствии с вносимыми в Кодекс изменениями удостоверение члена экипажа гражданского воздушного судна и удостоверение инспектора гражданской авиации Российской Федерации являются документами, удостоверяющими личность члена экипажа гражданского воздушного судна или сотрудника уполномоченного органа, осуществляющего контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, подтверждающими его принадлежность к авиационному персоналу эксплуатанта или к персоналу уполномоченного органа, используемыми для целей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе для прохода членов экипажа или инспекторов, включенных в задание на полет или задания на проверку соответственно, в здания и сооружения аэропортов или их части в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения транспортной безопасности.
Законопроект разработан с учетом практики оформления и выдачи удостоверения личности моряка на водном транспорте на основании положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Положения об удостоверении личности моряка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 628.
Оформление и выдача удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна и удостоверения инспектора гражданской авиации Российской Федерации будет осуществляться Федеральным агентством воздушного транспорта и его территориальными органами.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Реализация законопроекта не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Дополнительные доходы федерального бюджета при принятии проекта федерального закона составят порядка 10 миллионов рублей из расчета государственной пошлины в размере 500 рублей за выдачу одного удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна при потребности в данных удостоверениях около 20000 штук.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" потребует разработки и принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части установления размера государственной пошлины за выдачу удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна. Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" потребуется принять следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы, порядка оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в части внесения изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта). Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проверки сведений, указанных в пунктах 3 и 3.2 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, в отношении лиц, принимаемых на должности специалистов авиационного персонала либо замещающих такие должности". Головной исполнитель - Минтранс России, соисполнитель - Росфинмониторинг. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
4) приказ Минтранса России "О признании не действующим приказа Минтранса России от 22 декабря 2000 г. N 160 "Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке приобретения, учета, хранения и использования единых удостоверений членов экипажей гражданских воздушных судов". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
5) приказ Минтранса России "О признании не подлежащим применению приказа ФСВТ от 19 мая 2000 г. N 140 "Об утверждении и введении в действие единых удостоверений членов экипажей гражданских воздушных судов". Головной исполнитель - Минтранс России. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой;
6) приказ Росавиации "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче, учету, аннулированию и изъятию удостоверения члена экипажа гражданского воздушного судна". Головной исполнитель - Росавиация. Срок подготовки - к принятию законопроекта Государственной Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.