Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 1247081-7 "О ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств" (вносится Президентом Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение) было принято президентами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России в рабочем порядке по итогам заседания Совета глав государств СНГ, состоявшегося 18 декабря 2020 года в формате видеоконференции.
Возможность ратификации Соглашения следует из пп. "а" и "г" п. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями.
В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 8 сентября 2021 года указанное Соглашение внесено Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием, которым является Исполнительный комитет СНГ, третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Соглашение состоит из преамбулы и 32 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
При подписании Соглашения Стороны руководствовались общепризнанным принципам и нормам международного права, международными договорами, принятыми в рамках СНГ, в частности Соглашением о защите секретной информации в рамках СНГ от 25 октября 2013 года, а также соответствующими двусторонними договорами.
Целью Соглашения является определение порядка формирования, применения и завершения деятельности Совместного инженерного подразделения гуманитарного разминирования вооруженных сил государств - участников СНГ (далее - Совместное подразделение), его статуса на территории принимающей или транзитной Стороны, а также статуса военнослужащих Сторон в период проведения разминирования. Кроме того Соглашением определяется организационно-правовой механизм обеспечения взаимодействия инженерных войск вооруженных сил государств - участников СНГ при выполнении задач разминирования.
Следует отметить, что Стороны самостоятельно определяют степень своего участия в создании и деятельности Совместного подразделения, возлагая реализацию настоящего Соглашения на уполномоченный орган (статья 3). Координация сотрудничества в рамках Соглашения возлагается на Совет министров обороны государств - участников СНГ, который определяет состав сил и средств Совместного подразделения и осуществляет руководство через свой Секретариат и Координационный комитет по вопросам инженерного обеспечения при упомянутом Совете (статья 4).
Решение об осуществлении операций гуманитарного разминирования на территории третьего государства принимается Советом глав государств СНГ и регламентируется отдельным международным договором (статья 5).
При реализации Соглашения Стороны применяют упрощенные процедуры пересечения государственных границ для национальных инженерных подразделений (статья 14).
Как отмечено в статье 17, юрисдикция принимающей/транзитной Стороны не распространяется на действия (бездействие), совершенные при исполнении служебных обязанностей военнослужащих направляющей Стороны, а иммунитет военнослужащих от юрисдикции принимающей/транзитной Стороны не освобождает их от юрисдикции направляющей Стороны.
Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, поскольку его положения направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в области гуманитарного разминирования и углубление сотрудничества вооруженных сил Сторон при его проведении.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту и заключения Правительства Российской Федерации, ратификация Российской Стороной данного Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация Соглашения также не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта о ратификации данного Соглашения.
Комитет Государственной Думы по обороне, являющийся соисполнителем в работе над проектом федерального закона, поддерживает ратификацию Соглашения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний к тексту законопроекта не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.