Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11901-8 "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом "г" статьи 3 "Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе подлежит проект технической документации на новую технику, технологию использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Согласно подпункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы признается нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Согласно письму Минприроды России от 14.02.2018 г. N 05-12-44/4582, под новой техникой, технологией, веществами понимаются впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию техника, технология, вещества.
Однако в соответствии с требованием Росприроднадзора, на всю проектную документацию любой установки, используемой при утилизации отходов I - IV классов опасности, должно быть получено заключение государственной экологической экспертизы, даже если технология утилизации осуществляемой при эксплуатации установки не является новой и входит в справочник наилучших доступных технологий, разработанный в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Возникающие в этой связи противоречия и отсутствие чётких определений, какая техника и технология является объектом получения государственной экологической экспертизы, создают угрозу для отзыва ранее выданных лицензий и выдаче новых. Данная ситуация может привести к срыву задач, закреплённых в пункте "г" статьи 20 "Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176.
В соответствии со статьёй 26 Стратегии, решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
а) совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности;
б) внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;
в) развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов.
Помимо этого, задачи по уменьшению объёмов отходов, их максимальной переработки и утилизации содержатся в государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", которая утверждена Постановлением правительства РФ от 15.04.2014 N 326, Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, а также Федеральном Законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и других нормативных актах в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 7. Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации":
- содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;
- обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;
- обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу.
В целях обеспечения правовой определенности, законопроектом вносятся изменения в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которым вводятся определения новой техники и новой технологии, а также устанавливаются лица, ответственные за получение государственной экологической экспертизы на новую технику и использование новой технологии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.