Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20301-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 4 сентября 2021 г. N Пр-1644 (далее - Указание).
Законопроект предусматривает внесение изменений, направленных на обеспечение реализации проекта федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр", в следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов";
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";-
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Создание публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - компания) предполагается путем реорганизации одного или нескольких федеральных государственных учреждений и (или) акционерных обществ, единственным участником которых является Российская Федерация. Перечень реорганизуемых юридических лиц будет определен Правительством Российской Федерации. При этом согласно Указанию компанию планируется создать на базе федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИНД") и акционерных обществ (АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", АО "Роскартография") путем консолидации их ресурсов и функций.
Согласно проекту федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" предусмотрено возложение на компанию функций и полномочий реорганизуемых организаций, предусмотренных федеральными законами от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов", от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В связи с этим законопроектом предусмотрено внесение в указанные федеральные законы соответствующих изменений.
В соответствии с Указанием в качестве одного из видов деятельности компании проектом федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" определено выполнение кадастровых работ, в связи с чем предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" корреспондирующие изменения,
Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволят обеспечить возможность реорганизации федеральных государственных учреждений в целях создания компании.
Законопроектом предусмотрено вступление его в силу со дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью скорейшей реализации Указания и положений законопроекта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация законопроекта будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", разработанной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 1689-р и одобренной на заседании Управляющего совета указанной государственной программы Российской Федерации в установленном порядке (протокол от 20 сентября 2021 г. N 1).
Реализация предлагаемых в законопроекте решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, так как создание компании планируется осуществить в пределах штатной численности и объемов финансирования реорганизуемых организаций.
Принятие законопроекта не повлечет сокращение доходов федерального бюджета при сохранении предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации регулирования.
Проекты федеральных законов, аналогичные по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет сокращения доходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) приказ Росреестра об утверждении порядка регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения.
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 1 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) во втором чтении;
2) приказ Росреестра об утверждении порядка получения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров информации о результатах профессиональной деятельности своих членов.
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2 и 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 1457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 1 - 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 669 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков в аренду в целях, связанных с размещением объектов федерального значения, включенных в перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территориях".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
4) приказ Росреестра от 1 июня 2021 г. N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
5) приказ Росреестра от 23 июня 2020 г. N П/0210 "Об утверждении форм заявлений о выдаче документарной закладной или электронной закладной, о внесении изменений в документарную закладную или электронную закладную, о погашении регистрационной записи об ипотеке, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке документов в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
6) приказ Росреестра от 8 апреля 2021 г. N П/0149 "Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении; '
7) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
8) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0282 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляемых в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, сроков, порядка и требований к формату их предоставления в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
9) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0281 "Об утверждении Порядка расчета и размещения индексов рынка недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
10) приказ Росреестра от 13 мая 2020 г. N П/0143 "Об установлении случая и порядка получения и возврата многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг части от установленной за предоставление федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в случае наделения указанного учреждения отдельными полномочиями органа регистрации прав в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, платы за обеспечение их предоставления".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
11) приказ Росреестра от 23 декабря 2015 г. N П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
12) приказ Росреестра от 4 сентября 2020 г. N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава
13) содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
14) приказ Росреестра от 13 мая 2020 г. N П/0144 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
15) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0285 "Об утверждении формы акта об определении кадастровой стоимости, требований к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требований к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
16) приказ Росреестра от 18 октября 2016 г. N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
17) приказ Росреестра от 4 мая 2017 г. N П/0214 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Принятие законопроекта потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
1) приказ Минэкономразвития России от 27 марта 2014 г. N 172 "Об утверждении Порядка регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведения".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 1 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
2) приказ Минэкономразвития России от 29 сентября 2016 г. N 610 "Об утверждении порядка получения саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в органе кадастрового учета информации о результатах профессиональной деятельности своих членов".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2 и 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
3) приказ Росреестра от 14 июля 2020 г. N П/0240 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" полномочиями по эксплуатации и развитию федерального портала пространственных данных, представляющего собой федеральную государственную информационную систему, и эксплуатации и модернизации государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
4) приказ Росреестра от 10 июля 2019 г. N П/0287 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" полномочиями по созданию федерального портала пространственных данных, представляющего собой федеральную государственную информационную систему".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
5) приказ Росреестра от 22 апреля 2019 г. N П/0160 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" полномочиями по созданию и обновлению единой электронной картографической основы, обеспечению мониторинга актуальности единой электронной картографической основы, а также правомочиями обладателя сведений единой электронной картографической основы".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
6) приказ Росреестра от 14 июля 2020 т. N П/0240 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" полномочиями по эксплуатации и развитию федерального портала пространственных данных, представляющего собой федеральную государственную информационную систему, и эксплуатации и модернизации государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
7) приказ Росреестра от 10 июля 2019 г. N П/0288 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" полномочиями по созданию государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статья 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.