Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20316-8 "О публично-правовой компании "Роскадастр"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - законопроект) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 4 сентября 2021 г. N Пр-1644 (далее - Указание).
Законопроект определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - компания).
Законопроектом предусмотрено создание компании путем реорганизации одного или нескольких федеральных государственных учреждений и (или) акционерных обществ, единственным участником которых является Российская Федерация. Перечень реорганизуемых юридических лиц будет определен Правительством Российской Федерации. При этом согласно Указанию компанию планируется создать на базе федеральных государственных бюджетных учреждений (ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", далее - государственные учреждения) и акционерных обществ (АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", АО "Роскартография", далее - акционерные общества) путем консолидации их ресурсов и функций.
Предложенные законодательные решения позволят создать в сфере недвижимости и пространственных данных организацию полного цикла, которая будет обеспечивать для нужд государства выполнение всего комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, создание единой электронной картографической основы, используемой в дальнейшем для оказания Росреестром государственных услуг, в том числе по государственному кадастровому учету недвижимого имущества (далее - государственный кадастровый учет) и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав), а также для работы других органов власти и организаций.
Создание компании предусмотрено в целях предоставления оказываемых в настоящее время государственными учреждениями государственных и иных услуг в сфере геодезии и картографии, развития инфраструктуры пространственных данных, земельных отношений, государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, создания и развития государственных и иных информационных систем и электронных сервисов в указанных сферах, осуществления функций их оператора и осуществления иных определенных Правительством Российской Федерации функций и полномочий публично-правового характера.
Кроме того, с учетом положений федеральных законов от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми предусмотрено право государственных учреждений на осуществление отдельных видов приносящей доход деятельности, а также в соответствии с Указанием законопроектом, в том числе, установлено право компании:
1) на выполнение геодезических и картографических работ;
2) на выполнение кадастровых работ, землеустроительных работ, а также работ, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
3) на выполнение комплексных кадастровых работ.
Законопроект также направлен на оптимизацию организационной структуры и принципов функционирования государственных учреждений и акционерных обществ, технологические процессы деятельности которых в настоящий момент характеризуются фрагментарностью и громоздкостью системы управления.
При этом в связи с необходимостью проведения в целях создания компании мероприятий по реорганизации государственных учреждений и акционерных обществ в законопроекте предусмотрены положения о переходном периоде его вступления в силу. В указанный переходный период будут осуществляться в том числе мероприятия, направленные на улучшение экономического состояния реорганизуемых организаций, в частности АО "Роскартография", которое в настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N Пр-678 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2021 г. N 1308-р определено единственным исполнителем осуществляемых Росреестром в 2021 и 2022 годах закупок геодезических и картографических работ, включая работы, связанные с созданием, развитием, модернизацией и поддержанием в рабочем состоянии государственных нивелирных, геодезических и гравиметрических сетей, а также с созданием картографических материалов.
Законопроектом предусмотрено вступление его в силу со дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью скорейшей реализации Указания и положений законопроекта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация законопроекта будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", разработанной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 1689-р и одобренной на заседании Управляющего совета указанной государственной программы Российской Федерации в установленном порядке (протокол от 20 сентября 2021 г. N 1).
Реализация предлагаемых в законопроекте решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, так как создание компании планируется осуществить в пределах штатной численности и объемов финансирования реорганизуемых организаций.
Вместе с тем при реорганизации государственных учреждений существует вероятность несения расходов компенсационного характера в соответствии с трудовым законодательством, а также превышения объема государственных услуг, оказываемых компанией на льготной и безвозмездной основе, над объемом соответствующих государственных услуг, оказываемых реорганизуемыми государственными учреждениями, с учетом складывающейся динамики увеличения соответствующих запросов.
Принятие законопроекта не повлечет сокращение доходов федерального бюджета при сохранении предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации регулирования.
Проекты федеральных законов, аналогичные по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр"
Принятие Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет сокращения доходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр"
Принятие Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1) Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - одновременно с законопроектом;
2) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - одновременно с законопроектом;
3) Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - одновременно с законопроектом;
4) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - одновременно с законопроектом;
5) Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - одновременно с законопроектом;
6) Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - одновременно с законопроектом.
Внесение указанных изменений предусмотрено отдельным проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр"
Принятие Федерального закона "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - компания), которым будут:
определены федеральные государственные учреждения и (или) акционерные общества, в результате реорганизации которых будет создана компания;
утверждены устав компании, положение о наблюдательном совете компании;
определено лицо, уполномоченное на представление заявления о государственной регистрации компании;
предусмотрен порядок наделения компании функциями и полномочиями в переходный период.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2, 3, 7, 13 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) во втором чтении;
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об имуществе публично-правовой компании "Роскадастр", которым будут:
определен состав имущества, передаваемого компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
определены порядок и сроки формирования имущества компании;
определен перечень имущества и (или) видов имущества компании, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам компании;
перечень и (или) виды недвижимого имущества, принадлежащего компании, продажа которого осуществляется с соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статья 5 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статья 2 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2, 3 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2 - 4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 669 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков в аренду в целях, связанных с размещением объектов федерального значения, включенных в перечень объектов федерального значения, подлежащих размещению на присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территориях".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
5) приказ Росреестра от 1 июня 2021 г. N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
6) приказ Росреестра от 23 июня 2020 г. N П/0210 "Об утверждении форм заявлений о выдаче документарной закладной или электронной закладной, о внесении изменений в документарную закладную или электронную закладную, о погашении регистрационной записи об ипотеке, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке документов в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
7) приказ Росреестра от 8 апреля 2021 г. N П/0149 "Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
8) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
9) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0282 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляемых в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, сроков, порядка и требований к формату их предоставления в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
10) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0281 "Об утверждении Порядка расчета и размещения индексов рынка недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
11) приказ Росреестра от 13 мая 2020 г. N П/0143 "Об установлении случая и порядка получения и возврата многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг части от установленной за предоставление федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, в случае наделения указанного учреждения отдельными полномочиями органа регистрации прав в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, платы за обеспечение их предоставления".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
12) приказ Росреестра от 27 мая 2019 г. N П/0208 "Об утверждении Порядка согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами Росреестра, подведомственными Росреестру федеральными государственными бюджетными учреждениями, и перечней документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами Росреестра, подведомственными Росреестру федеральными государственными бюджетными учреждениями".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
13) приказ Росреестра от 23 декабря 2015 г. N П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
14) приказ Росреестра от 4 сентября 2020 г. N П/0329 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
15) приказ Росреестра от 13 мая 2020 г. N П/0144 "Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
16) приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0285 "Об утверждении формы акта об определении кадастровой стоимости, требований к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требований к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
17) приказ Росреестра от 1 июня 2015 г. N П/256 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников подведомственных Росреестру федеральных государственных бюджетных учреждений".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
18) приказ Росреестра от 18 октября 2016 г. N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении;
19) приказ Росреестра от 4 мая 2017 г. N П/0214 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости".
Головной исполнитель - Росреестр.
Обоснование необходимости подготовки - статьи 2-4 законопроекта.
Планируемый срок подготовки нормативного правового акта - в течение 45 дней со дня принятия законопроекта Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.