Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 19894-8 "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях создания благоприятных условий для деятельности непубличных акционерных обществ, учитывая, что после реформы хозяйственных обществ и их разделения на публичные и непубличные выявлены вопросы, требующие пересмотра.
Так, для всех акционерных обществ (публичных и непубличных) до сих пор сохраняется обязанность ежегодно проводить обязательный аудит.
Однако для непубличных обществ такое требование не всегда представляется обоснованным и зачастую создает только излишние издержки. Возможность отказа в непубличных акционерных обществах от обязательного аудита позволит собственникам бизнеса освободиться от бремени обязательного аудита и привлечения для его проведения только аудиторских организаций, существующего сегодня только в силу факта принадлежности к определенной организационно-правовой форме юридического лица.
При этом правило проведения обязательного аудита предлагается сохранить в отношении акционерных обществ, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, а также для тех, в капитале которых участвует Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Законопроектом предусматривается в отношении публичных акционерных обществ, а также непубличных акционерных обществ, подпадающих под обязательный аудит, на основании федеральных законов (в том числе на основании критериев, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") обязанность привлекать для проведения такого аудита только аудиторские организации, что соотносится с требованиями действующего законодательства и является целесообразным.
При этом законопроектом в отношении непубличного акционерного общества, не подпадающего под обязательный аудит, устанавливается следующее.
В случае проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по требованию акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет десять и более процентов, предусматривается диспозитивное регулирование: такие акционеры могут привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимы в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
Кроме того, предлагается терминологию нормативных правовых актов в части аудита привести к единообразию.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" "аудитор" определен как "физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов", под "аудитом" понимается "независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности".
Таким образом, законопроектом вносятся уточняющие формулировки: "аудитор" заменяется на "аудиторскую организацию (индивидуальный аудитор)", "проверка и подтверждение правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" заменяется на "проведение аудита".
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу обусловлен вступлением в силу (с 1 января 2022 г.) положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", касающихся проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности только аудиторскими организациями.
Анализ правоприменительной практики обусловил разработку законопроекта, предусматривающего гибкие условия в отношении небольших акционерных обществ в части предоставления им возможности отказа от проведения ежегодного обязательного аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные изменения востребованы бизнес-сообществом, способствуют оптимизации деятельности непубличных акционерных обществ, а также снятию с них дополнительной финансовой нагрузки по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В законопроекте отсутствуют прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений для субъектов предпринимательской деятельности.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют соответственно федеральные законы и законопроекты с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об аудиторской деятельности".
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных федеральных законов.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - одновременно с подготовкой проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 671 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Цель, предмет и содержание правового регулирования - в целях уточнения условий предоставления небольшим акционерным обществам возможности отказа от проведения ежегодного обязательного аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также приведения терминологии в части аудита к единообразию.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.