Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1143311-7 "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении перечня лиц, имеющих право обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленным проектом федерального закона, подготовленным в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 октября 2020 года N 41-П, предлагается дополнить статью 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) положением, предусматривающим возможность обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях не только участниками производства по делам об административных правонарушениях, но также собственником имущества, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения.
Согласно действующему правовому регулированию конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может быть назначена в качестве административного наказания за любое правонарушение, если оно предусмотрено статьями главы 16 указанного Кодекса, независимо от того, принадлежит ли имущество лицу, в отношении которого ведется производство по соответствующему делу (ч. 4 статьи 3.7). При этом собственник конфискуемого имущества, который не привлечен к административной ответственности ограничен в праве на судебную защиту, поскольку в силу указанных законоположений его участие в производстве по делу об административных правонарушениях в области таможенного дела не предполагается независимо от характера и состава правонарушения (в области таможенных правил), его объективной стороны и обстоятельств конкретного дела.
Такое лицо не имеет ни права на получение извещений по делу, в котором суд определяет судьбу принадлежащего ему имущества, ни права оспорить постановление по делу об административном правонарушении, в том числе после его вступления в законную силу.
Рассмотрев обозначенные положения Кодекса, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что действующие положения части 4 статьи 3.7 и части 1 статьи 30.12 Кодекса признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку допускают ограничение права собственника имущества обжаловать принятое в отношении другого лица постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в части конфискации его имущества у лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества, которое законно перемещены через таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что собственник вправе обжаловать конфискацию своего имущества только при условии его законного перемещения через таможенную границу ЕАЭС и нахождения на таможенной территории ЕАЭС.
Авторами законопроекта в целях исключения ограничения на судебную защиту предлагается наделить собственника имущества правом обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу о нарушении таможенных правил за исключением, случаев, если административное правонарушение связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Одновременно проектом устанавливается срок, в течение которого собственник может воспользоваться правом на обжалование - 10 дней со дня вступления постановления в законную силу (ч. 6 ст. 30.12 проекта). В случае пропуска срока для обжалования постановления по ходатайству лица, подающего жалобу, предусмотрена возможность его восстановления (ч. 7 ст. 30.12 проекта).
Кроме того, статья 31.6 Кодекса дополняется нормой, согласно которой судья приостанавливает исполнение постановления о назначении наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае подачи жалобы собственником этого имущества.
Проектируемые изменения, по мнению Комитета, позволят обеспечить добросовестным собственникам дополнительные гарантии по защите их прав и как следствие справедливое и соразмерное административное наказание, в связи с чем концепция рассматриваемого законопроекта поддерживается.
Вместе с тем предлагается рассмотреть вопрос о проработке правового механизма извещений собственника имущества, в случае назначения в качестве административного наказания конфискации орудия совершения или предмета административного наказания у лица, не являющегося его собственником.
Комитет также отмечает, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1143311-7 "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.