Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 1182849-7 "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня" (внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, а также И.В. Лебедевым, А.Н. Свинцовым, Н.В. Березиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие установление:
- предельного количества часов переработки в режиме ненормированного рабочего дня (не более 120 часов в год);
- продолжительности предоставляемого дополнительного отпуска в зависимости от времени, фактически отработанного работником за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены);
- обязанности работодателя по обеспечению точного учета времени, фактически отработанного каждым работником за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены).
Следует отметить, что в статье 97 Кодекса предусмотрено право работодателя привлекать работников к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленного для данного работника в соответствии с трудовым законодательством:
- для сверхурочной работы (ст. 99 Кодекса);
- если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 Кодекса).
Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 Кодекса).
При этом режим ненормированного рабочего дня не влияет на порядок исчисления нормы рабочего времени, а допускаемая переработка сверх установленной продолжительности рабочего времени не должна приводить к превращению эпизодического ненормированного рабочего дня в постоянную сверхурочную работу. Работодатель вправе привлекать работников к работе во внеурочное время лишь в исключительных случаях и не может заранее обязывать их постоянно работать по особому распорядку сверх нормы рабочего дня (смены).
Как отмечает в своем официальном отзыве Правительство Российской Федерации, "...установление предельной нормы рабочего времени для работников с ненормированным рабочим днем противоречит сути указанного особого режима работы".
Законопроектом предлагается возложить обязанность на работодателя по обеспечению точного учета времени, фактически отработанного каждым работником с ненормированным рабочим днем за пределами установленной продолжительности рабочего дня (смены). Однако, в соответствии с частью четвертой статьи 91 Кодекса работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Данная обязанность работодателя не зависит от режима рабочего времени и распространяется, в том числе, на ненормированное рабочее время. Таким образом, внесение указанных изменений в Кодекс является избыточным.
Согласно пункту 2 законопроекта "Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от фактически отработанного работником за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены) в часах за год работы и который не может быть менее трех календарных дней".
Предлагаемый законопроектом порядок исчисления продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за ненормированный рабочий день, противоречит правилам предоставления отпусков, сложившимся в трудовом законодательстве.
Так, согласно нормам статьи 116 Кодекса работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 119 Кодекса устанавливает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
В соответствии со статьей 120 Кодекса продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
Принятие предлагаемых изменений приведет к ухудшению положения работников, для которых коллективным и (или) трудовым договором, локальным нормативным актом продолжительность отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня установлена более трех дней независимо от продолжительности работы в данных условиях.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве отмечает, что "...порядок исчисления продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от фактически отработанного работником времени за пределами установленной продолжительности рабочего дня (смены) в часах за год работы имеет характер правовой неопределенности, что допускает использование различных подходов к определению продолжительности такого отпуска и может привести к ухудшению положения отдельных категорий работников".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены отзывы, из которых 5 положительных и 1 отзыв отрицательный, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, в целом поддерживает проект федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает представленный законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1182849-7 "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.