Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1101626-7 "О мерах социальной поддержки жителей Дальневосточного федерального округа", внесенный депутатом Государственной Думы Ф.С. Тумусовым, а также Ю.Г. Волковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Рассматриваемым законопроектом предлагается установить новые меры социальной поддержки для граждан Российской Федерации - жителей Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) в виде предоставления единовременных денежных выплат (далее - дальневосточный капитал) и иных льгот, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, а также оформления гарантирующей их получение карты дальневосточника.
Законопроектом предусматривается, что право на получение дальневосточного капитала будет распространяться на граждан Российской Федерации, проживающих на территории ДФО не менее пяти лет на 1 января 2021 года, а также на граждан Российской Федерации, родившихся на территории ДФО.
При этом дальневосточный капитал для граждан, родившихся на территории ДФО, предлагается устанавливать в размере материнского (семейного) капитала, выплачиваемого при рождении (усыновлении) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в виде единовременной выплаты, зачисляемый на специальный счет (в настоящее время в сумме 483 88,83 рубля).
Для граждан, проживающих на территории ДФО не менее пяти лет на 1 января 2021 года, определение размера дальневосточного капитала, порядок его выплаты, а также использования, предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что законопроект не содержит какого-либо механизма, гарантирующего дальнейшее проживание жителей ДФО на указанной территории после реализации ими права на дальневосточный капитал. Таким образом, не исключаются ситуации, когда после распоряжения средствами дальневосточного капитала его получатели, как проживающие на территории ДФО не менее пяти лет по состоянию на 1 января 2021 года, так и родившиеся на территории ДФО на эту дату, переедут в климатически более благоприятные для проживания регионы.
Законопроектом предусматривается, что ежегодно с даты открытия жителю ДФО специального банковского счета на данный счет производится зачисление 10 тысяч рублей на компенсацию транспортных расходов, связанных с проездом на воздушном и (или) железнодорожном транспорте, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также определяются направления, на которые могут быть направлены средства дальневосточного капитала (часть средств): стартовое открытие собственного дела; оплата расходов на жилье, его аренду, ремонт, оплата жилищно-коммунальных услуг и т.п.; оплата расходов на образование; оплата расходов на лечение (медицинских услуг). Направление средств на открытие собственного дела и оплата расходов на жилье, его аренду, ремонт, оплата жилищно-коммунальных услуг и т.п. допускается только на территории ДФО.
Согласно законопроекту каждый житель ДФО вправе оформить карту дальневосточника, которая предоставляет ему льготы в зависимости от категории держателя карты (ребенок, студент, работающий, пенсионер). Однако какое-либо разграничение предоставляемых льгот по категориям их получателей в законопроекте отсутствует.
Комитет согласен с высказанным в заключении Счетной палаты Российской Федерации мнением, что в целом законопроект носит декларативный характер, так как большинство положений, которые необходимы для его реализации (размер дальневосточного капитала для граждан, проживающих на территории ДФО не менее пяти лет по состоянию на 1 января 2021 года; порядок выплаты дальневосточного капитала и ежегодной компенсации транспортных расходов; порядок распоряжения средствами дальневосточного капитала; порядок оформления карты дальневосточника и т.д.) носят отсылочный характер, что не дает представления о том, каким образом на практике будет реализовываться предлагаемые новые меры социальной поддержки.
Следует отметить также, что в настоящее время в ДФО входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровские края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. При этом отдельные территории (определенные районы) указанных субъектов Российской Федерации отнесены к районам Крайнего Севера, либо к приравненным к ним местностям.
Для поддержки граждан, проживающих в сложных климатических условиях Севера, включая вышеуказанные территории, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры социальной защиты в виде ряда льгот и компенсаций.
Таким образом, предлагаемые законопроектом новые меры социальной поддержки жителей ДФО могут привести к неопределенности правового регулирования при применении мер государственной поддержки в отношении лиц, работающих (проживающих) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета. При этом авторами законопроекта не представлены какие-либо расчеты и данные, позволяющие оценить объемы возникающих дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию законопроекта, а также не определены источники и порядок финансирования расходных обязательств, связанных с его реализацией, что не соответствует требованиям положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, комитет отмечает, что для реализации предлагаемых изменений, потребуется не только внесение изменений в законодательство Российской Федерации, но и разработка новых нормативно правовых актов.
Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы седьмого созыва по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока не поддержал законопроект в предложенной редакции.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало ряд концептуальных замечаний и указало на несоответствие законопроекта требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На основании изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1101626-7 "О мерах социальной поддержки жителей Дальневосточного федерального округа".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.