Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1258297-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1258297-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект указанного федерального закона сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В основу бюджетной политики в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС) положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640,
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Бюджет Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в следующей таблице:
млрд. рублей
|
2021 год утвержд. |
2022 год проект |
2023 год проект |
2024 год проект |
2022 год в % к уровню 2021 года |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
2 533,79 |
2 779,21 |
2 925,75 |
3 086,27 |
109,7 |
страховые взносы на ОМС всего, в том числе: |
2 236,99 |
2 447,76 |
2 593,34 |
2 745,35 |
109,4 |
1. взносы работающего населения |
1 453,66 |
1 634,00 |
1 746,87 |
1 864,86 |
112,4 |
2. взносы неработающего населения |
783,33 |
813,76 |
846,47 |
880,49 |
103,9 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
293,07 |
326,03 |
326,77 |
335,06 |
111,2 |
налоговые доходы |
3,73 |
5,42 |
5,64 |
5,86 |
145,3 |
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
2 545,36 |
2 801,06 |
2 951,12 |
3 120,31 |
110,0 |
субвенции территориальным фондам ОМС |
2 276,82 |
2 461,27 |
2 596,03 |
2 749,67 |
108,1 |
расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу ОМС |
109,69 |
112,52 |
117,02 |
121,70 |
102,6 |
родовые сертификаты (средства, передаваемые ФСС) |
13,32 |
14,27 |
14,39 |
14,54 |
107,1 |
изготовление и доставка полисов ОМС единого образца |
1,33 |
1,26 |
1,13 |
1,02 |
94,7 |
финансовое и материально-техническое обеспечение ФОМС |
0,92 |
1,28 |
1,30 |
1,32 |
139,1 |
нормированный страховой запас |
143,29 |
210,46 |
221,25 |
232,06 |
146,9 |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
-11,57 |
-21,85 |
-25,37 |
-34,04 |
|
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозируется на 2022 год в сумме 2 779,21 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 9,7% (на 2,7 процентных пункта больше, чем в предыдущем) на 2023 год - 2 925,75 млрд. рублей (на 5,3%), на 2024 год - 3 086,27 млрд. рублей (на 5,5%).
Расходы бюджета Фонда планируются на 2022 год в сумме 2 801,06 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 10,0% (на 2,5 процентных пункта больше, чем в предыдущем), на 2023 год - 2 951,12 млрд. рублей (на 5,4%), на 2024 год - 3 120,31 млрд. рублей (на 5,7%).
Дефицит бюджета Фонда планируется в 2022 году в сумме 21,85 млрд. рублей, что больше утвержденного размера дефицита на 2021 год на 88,9%. В 2023 году ожидается дефицит в сумме 25,37 млрд. рублей, а в 2024 году -34,04 млрд. рублей.
Бюджет фонда сбалансирован по доходам и расходам за счет переходящих остатков.
Основным источником формирования доходной части бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), доля которых в общих доходах планируется в 2022 году - 88,1% (2 447,76 млрд. рублей), в 2023 году - 88,6% (2 593,34 млрд. рублей) и в 2024 году - 89,0% (2 745,35 млрд. рублей).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2021 года в количестве 145,1 млн. человек, в том числе работающего населения 63,8 млн. человек, неработающего населения 81,3 млн. человек. По сравнению с 1 января 2020 года общая численность застрахованных лиц уменьшилась на 418,3 тыс. человек (на 0,29%), в том числе работающего населения сократилась на 1 274,3 тыс. человек (на 1,96%), неработающего населения увеличилась на 856 тыс. человек (на 1,06%).
Общий размер поступления страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2022 год в сумме 1 634,0 млрд. рублей, на 2023 год - 1 746,87 млрд. рублей, на 2024 год - 1 864,86 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из объема фонда заработной платы, который согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год составит 31 699 млрд. рублей, в 2023 году - 33 905 млрд. рублей, в 2024 году - 36 235 млрд. рублей.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2022 - 2024 годах рассчитан по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2022 году в сумме 1 418,7 млрд. рублей, в 2023 году - 1 517,5 млрд. рублей, в 2024 году - 1 621,8 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2022 году в сумме 186,1 млрд. рублей, в 2023 году - 199,0 млрд. рублей, в 2024 году - 212,6 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, прогнозируется в 2022 году в сумме 29,2 млрд. рублей, в 2023 году - 30,4 млрд. рублей, в 2024 году - 30,4 млрд. рублей. Расчеты произведены исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2020 год (3,9 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы. Указанный фиксированный размер составит в 2022 году 8 766 рублей, в 2023 - 2024 годах - по 9 119 рублей с учетом роста на индекс потребительских цен (1,04).
Изменились показатели для расчета страховых взносов за работающее население, проектируемые главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой: коэффициент собираемости в расчетах принят на уровне 0,9999, коэффициент корректировки фонда заработной платы - 1,022, тогда как в бюджете на 2021 - 2023 годы эти показатели составляли соответственно 0,9966 и 1,026. При этом по информации Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) сохраняется динамика к увеличению задолженности по страховым взносам на ОМС работающего населения: на 1 января 2021 года она составила 76,9 млрд. рублей, на 1 сентября 2021 года - 84,9 млрд. рублей.
Прогнозируемый объем поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет: в 2022 году - 813,76 млрд. рублей, в 2023 году - 846,47 млрд. рублей, в 2024 году - 880,49 млрд. рублей.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона N 326-ФЗ, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2021 года 81,3 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ), что больше на 0,9 млн. человек состояния на 1 января 2020 года, исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг (на 2022 год в размере 1,244 (больше уровня 2021 года на 0,048), на 2023 год - 1,294, на 2024 год - 1,346), указанных в законопроекте.
Из федерального бюджета законопроектом предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда на:
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2022 - 2024 годы по 140 млрд. рублей ежегодно;
компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2022 год в сумме 47,50 млрд. рублей, что на 12,02 млрд. рублей больше показателя 2021 года, на 2023 год - 50,81 млрд. рублей, на 2024 год - 54,28 млрд. рублей;
обеспечение нестраховых расходов (высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП) вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) на 2022 год в сумме 121,33 млрд. рублей, что на 3,77 млрд. рублей больше показателя 2021 года, на 2023 год - 125,96 млрд. рублей, на 2024 год - 130,78 млрд. рублей;
проведение углубленной диспансеризации на 2022 год в сумме 8,0 млрд. рублей (решение о финансировании на 2023 - 2024 годы отложено до следующего бюджетного цикла);
на проведение медицинской реабилитации на 2022 год в сумме 9,20 млрд. рублей, на 2023 год и на 2024 год по 10,0 млрд. рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым в 2022 - 2024 годы не предусмотрены.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета планируются в общей сумме в 2022 году - 326,03 млрд. рублей, по сравнению с 2021 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 32,96 млрд. рублей или на 11,2%; в 2023 году - 326,77 млрд. рублей; в 2024 году - 335,06 млрд. рублей.
Стоит отметить, что в части межбюджетных трансфертов с 2022 года предусматривается финансовое обеспечение новых видов помощи: проведение углубленной диспансеризации в 2022 году и проведение медицинской реабилитации застрахованных лиц в 2022 - 2024 годы. Данные направления предусмотрены в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Эксперты РАНХиГС отмечают, что идея проведения углубленной диспансеризации не поддерживается отдельными экспертами, указывающими на недостаток свободных мощностей для ее проведения в условиях продолжающейся пандемии новой коронавирусной инфекции. По предварительной оценке, в прохождении углубленной диспансеризации в 2021 году нуждались 8,7 млн. человек.
В составе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС предусмотрены ассигнования на реализацию федеральных проектов: "Борьба с онкологическими заболеваниями" на 2022 - 2024 годы - 140,00 млрд. рублей (ежегодно) и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" на 2022 год - 11,30 млрд. рублей, на 2023 год - 11,60 млрд. рублей, на 2024 год - 11,90 млрд. рублей. Согласно проекту Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на 2022 - 2024 годы норматив объема медицинской помощи по профилю "Онкология" в условиях дневного стационара на 1 застрахованное лицо увеличится с 0,007443 случая лечения до 0,0095146, или на 27,8%. Количество циклов экстракорпорального оплодотворения, выполненных семьям, страдающим бесплодием, планируется с ежегодным приростом на 2 тыс. циклов, которые к 2022 году составят 76 тыс. циклов, к 2023 году - 78 тыс. циклов, к 2024 году - 80 тыс. циклов.
Расчет выпадающих доходов произведен на основе информации о размере облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф, содержащейся в отчетности Федеральной налоговой службы.
С 2020 года в налоговых доходах бюджета Фонда учитываются поступления налога на профессиональный доход, так в 2021 году планировались к поступлению 3,72 млрд. рублей, что выше фактического поступления 2020 года в 3 раза, в 2022 году - 5,40 млрд. рублей (что выше утвержденного показателя на 2021 год в 1,45 раза или на 1,68 млрд. рублей), в 2023 году - 5,61 млрд. рублей, в 2024 году - 5,84 млрд. рублей. Увеличение объемов поступлений от указанного налога в доходах Фонда отражает активное вовлечение в экономику самозанятых граждан.
Увеличение доходной части бюджета в значительной степени обусловлено увеличением фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 24 августа 2021 года по сравнению с прогнозом на предыдущий бюджетный цикл.
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2022 год в сумме 2 801,06 млрд. рублей, на 2023 год - 2 951,12 млрд. рублей, на 2024 год - 3 120,31 млрд. рублей.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится 87,9%. В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2022 год в сумме 2 461,27 млрд. рублей, на 2023 год - 2 596,03 млрд. рублей, на 2024 год - 2 749,67 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2022 году составит 184,45 млрд. рублей, что больше прироста в 2021 году на 133,06 млрд. рублей (51,39 млрд. рублей), или 8,1% 1, в 2023 году - 134,75 млрд. рублей (5,5%), в 2024 году - 153,64 млрд. рублей (5,9%).
На 2022 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике на основе численности застрахованных лиц, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС.
В целом увеличение объема субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС связан с расширением программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также увеличением норматива финансовых затрат на оказание медицинских услуг.
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2022 год в размере 14 173,9 рублей (что больше показателя на 2021 год на 1 095,3 рубля или на 8,4%), на 2023 год - 14 949,9 рублей, на 2024 год - 15 834,7 рублей, который предусмотрен в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.
Размер субвенции учитывает:
сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597;
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2022 и 2024 годов, прочих расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2022 и 2024 годах - по 4% ежегодно;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
финансовое обеспечение мероприятий по медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19, которые учтены в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. С учетом эпидемиологической ситуации на указанные цели в 2022 году предусматривается 9,2 млрд. рублей; в 2023 и 2024 годах - по 10,0 млрд. рублей ежегодно.
С 2022 года в субвенции учтено увеличение предельного значения показателя коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг для регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ) и Ненецкого автономного округа с 4,5 до 5,5. Данная мера обеспечит увеличение размера субвенции для названных регионов в 2022 году на 6,3 млрд. рублей, в 2023 году - на 6,7 млрд. рублей, в 2024 году - на 7,0 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом, Счетной палатой по результатам ее экспертно-аналитического мероприятия предложено Правительству Российской Федерации поручить Минздраву России совместно с ФОМС провести анализ причин расхождения значений весовых коэффициентов, используемых в расчете коэффициента дифференциации и его компонентов, с фактической структурой расходов средств ОМС.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2022 год в сумме 112,52 млрд. рублей (на 2,83 млрд. рублей больше утвержденных показателей на 2021 год), на 2023 год - 117,02 млрд. рублей, на 2024 год - 121,70 млрд. рублей.
Как отмечает Счетная палата указанные бюджетные ассигнования запланированы Фондом при отсутствии утвержденной методики.
В рамках демографической политики в 2022 - 2024 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2022 году в сумме 14,27 млрд. рублей, в 2023 году - 14,39 млрд. рублей, в 2024 году - 14,54 млрд. рублей с учетом прогнозного уровня рождаемости.
Стоимость родового сертификата предусматривается в размере 12,0 тыс. рублей и включает в себя: бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, в сумме 4,0 тыс. рублей (услуг по оказанию медицинской помощи в сумме 3,0 тыс. рублей и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи в сумме 1,0 тыс. рублей) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев, в течение которых проводились профилактические медицинские осмотры, за каждого ребенка с момента постановки его на учет, а также оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы ФСС бланков родовых сертификатов.
В целях реализации Федерального закона N 326-ФЗ в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2022 году в размере 1,26 млрд. рублей (меньше на 0,07 млрд. рублей утвержденных показателей на 2021 год), в 2023 году - 1,13 млрд. рублей, в 2024 году - 1,02 млрд. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с законопроектом был внесен законопроект N 1258303-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", определяющий, что полис ОМС может быть предоставлен в виде документа на бумажном носителе, штрихового кода, или записан на иной материальный носитель, который предназначен для нанесения, хранения и передачи полиса, и предусматривающий повсеместный переход на "реестровую модель" при ведении учета застрахованных в сфере ОМС лиц с возможностью отказа от использования полиса ОМС на бумажном носителе.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2022 год в сумме 1,28 (больше на 0,36 млрд. рублей утвержденных показателей на 2021 год) млрд. рублей, на 2023 год - 1,30 млрд. рублей, на 2024 год - 1,32 млрд. рублей. Расходы на указанные цели в 2022 - 2024 годах составят 0,04% от общих расходов бюджета Фонда.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса (НСЗ) на 2022 год в сумме 210,46 млрд. рублей, что на 67,17 млрд. рублей больше установленного показателя на 2021 год, на 2023 год - 221,25 млрд. рублей, на 2024 год - 232,06 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться:
1) на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных законопроектом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
2) на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для:
- формирования нормированного страхового запаса территориального фонда для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (на 2022 год - 17,3 млрд. рублей, на 2023 год - 19,0 млрд. рублей, на 2024 год - 20,3 млрд. рублей - согласно данным Пояснительной записки к законопроекту - далее ПЗ);
Комитет Государственной Думы по охране здоровья выражает обеспокоенность кадровой ситуацией в здравоохранении и низкой степенью освоения средств, предусмотренных на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. По данным Счетной палаты, количество принятых медицинских работников, получающих заработную плату за счет средств нормированного страхового запаса, на 1 января 2021 года составило 7,0 тыс. человек, или 27,3% планового показателя 2020 года и считает целесообразным изменить механизм реализации мероприятий, направленных на ликвидацию кадрового дефицита.
- осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (0,2 млрд. руб. ежегодно - согласно ПЗ);
Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает ввиду небольшого размера денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (1000 рублей) рассмотреть вопрос не о снижении объема ассигнований на указанные цели (с 1,2 млрд. рублей до 0,2 млрд. рублей), а об увеличении размера денежной выплаты.
Стоит отметить, что указанные выплаты предусмотрены, начиная с 2020 года, и их исполнение за 2020 год составило 458,6,0 тыс. рублей или 39,0% от утвержденного показателя, что обусловлено, в том числе приостановлением диспансеризации.
- дополнительного финансового обеспечения оказания медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, в рамках реализации территориальной программы ОМС (30,0 млрд. рублей ежегодно). Распределение указанных средств планируется осуществлять по решениям Правительства Российской Федерации в случае незапланированного роста объемов территориальных программ ОМС в условиях чрезвычайной ситуации;
3) на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
4) на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
5) на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе ВМП, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (на 2022 год 154,4 млрд. рублей, на 2023 год - 162,9 млрд. рублей, на 2024 год - 172,5 млрд. рублей - согласно ПЗ);
Эксперты РАНХиГС считают, что "Единственным направлением деятельности ФФОМС, получившим существенное увеличение финансирования, стала оплата медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими центрами. Первоначальные плановые значения были рассчитаны на основании объемов медицинской помощи, оказанной в 2019 году, и оказались недостаточными. В 2021 году Правительство Российской Федерации было вынуждено направить на эти цели дополнительные 25 млрд. рублей сверх первоначально установленного планового объема 119,4 млрд. руб. В 2022 году финансирование федерального сегмента будет увеличено со 125,4 млрд. руб. до 154,4 млрд. руб. Соответствующие средства предусмотрены в составе нормированного страхового запаса ФФОМС. Приоритетная поддержка данного сегмента на фоне фактического снижения расходов Федерального фонда ОМС по иным направлениям вызывает опасения, так как именно федеральный сегмент сегодня характеризуется наиболее высоким риском неэффективного расходования средств в силу исключения из процесса независимых субъектов контроля качества медицинской помощи.".
Счетная палата отмечает, что бюджетные ассигнования на оплату специализированной медицинской помощи, в том числе ВМП, оказываемой федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (ФГУ), в рамках базовой программы ОМС запланированы Фондом в составе НСЗ при отсутствии утвержденной методики.
6) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников федеральных медицинских организаций по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств от применения Фондом к федеральным медицинским организациям санкций;
7) на реализацию решений Правительства Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере обязательного медицинского страхования (3,3 млрд. рублей ежегодно - согласно ПЗ). Запланированы работы по созданию цифрового медицинского профиля каждого гражданина, содержащего все сведения о его здоровье, диагнозах, обращениях в медицинские организации, а также по созданию сквозной системы сопровождения пациентов при получении ими медицинских услуг.
В целом эти расходы связаны с созданием национальной цифровой платформы "Здоровье". По информации Счетной палаты на реализацию данного проекта в 2022 - 2024 годах потребуется 23,5 млрд. рублей, из них средства бюджета Фонда - 9,9 млрд. рублей, что составляет 42,1% совокупных затрат. Исполнение расходов в сумме 13,6 млрд. рублей будет обеспечено за счет средств федерального бюджета, которые будут предусмотрены в структуре целевых назначений по соисполнителям данного мероприятия - Минздраву России и подведомственной ему федеральной службе - Росздравнадзору.
Счетная палата отмечает, что реализация указанного проекта по созданию национальной цифровой платформы "Здоровье" запланирована с учетом завершения в 2021 году мероприятий по модернизации ГИС ОМС. В ходе контрольного мероприятия Счетной палаты установлены риски недостижения Фондом сроков завершения модернизации ГИС ОМС, установленных Общенациональным планом действий. Так срок реализации мероприятия определен с июня 2020 года по декабрь 2021 года, общий объем финансового обеспечения - 2,8 млрд. рублей. Общая сумма расходных обязательств, законтрактованных в 2020 году, составила 393,50 млн. рублей, в 2021 году - 846,23 млн. рублей. По состоянию на 23 сентября 2021 года, заключенные в 2021 году контракты исполнены на 34,2%. Сроки выполнения работ по проектированию и разработке информационных технологий не соблюдаются. Так в срок до 1 августа 2021 года должно было быть выполнено 4 из 5 этапов работ. По состоянию на 23 сентября 2021 года выполнены и предъявлены к приемке работы только по первым двум этапам общей стоимостью 145,00 млн. рублей, при этом работы по второму этапу выполнены со значительным нарушением установленного срока - 88 дней. С учетом сложившейся динамики исполнения контрактных обязательств, работы по модернизации ГИС ОМС будут завершены не ранее февраля 2022 года, что содержит риск невыполнения задач по цифровизации, предусмотренных Общенациональным планом действий, и в последующем увеличит сроки и затраты бюджета ФОМС на реализацию проекта по созданию национальной цифровой платформы "Здоровье".
Также Счетная палата в своем заключении указывает, что первичные учетные документы, отражающие факты хозяйственной жизни, своевременно не представляются для отражения в учете Фонда, что содержит риски недостоверности учета и нецелевого использования федерального имущества. В отсутствие мер к устранению и предупреждению вышеуказанных нарушений и недостатков существует вероятность их возникновения в дальнейшем при реализации Фондом мероприятий по созданию национальной цифровой платформы "Здоровье".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что в законопроекте, как и прежде, отражен только общий объем средств нормированного страхового запаса, который с 2022 года превышает 200 млрд. рублей. По целому ряду важных направлений расходования средств их объемы планируются при составлении бюджета Фонда, но не отражаются ни в тексте федерального закона, ни в его приложениях.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не может не согласиться с позицией Комитета Государственной Думы по охране здоровья о необходимости повышения прозрачности ассигнований, осуществляемых из нормированного страхового запаса бюджета Фонда.
По информации Счетной палаты в бюджете ФОМС на 2022 - 2024 годы не запланированы мероприятия по организации научно-исследовательской работы по вопросам ОМС, что позволяет сделать вывод о том, что Фондом не исполняются полномочия по осуществлению организации научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, предусмотренные подпунктом 18 части 8 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ.
Эксперты РАНХиГС считают, что "в целом представленный проект бюджета ФФОМС несет ряд серьезных рисков. Установление прироста расходов на оплату медицинской помощи на уровне ниже ожидаемых темпов инфляции и перераспределение расходов в пользу федеральных учреждений и дополнительных задач Федерального фонда ОМС, не связанных напрямую с оплатой медицинской помощи, создает угрозу формирования скрытого дефицита базовой программы ОМС, следствием которого станет снижение качества и доступности бесплатной медицинской помощи для широких масс населения. ".
Таким образом, особенностями бюджета ФОМС на 2022 - 2024 годы являются:
с 2022 года в рамках межбюджетных трансфертов Фонду предоставляются бюджетные ассигнования, предусмотренные для проведения углубленной диспансеризации в 2022 году и на проведение медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших COVID-19, в 2022 - 2024 годы;
в рамках НСЗ предусмотрены средства для предоставления бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным по ОМС лицам с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, в рамках реализации территориальной программы ОМС.
Выводы
1. Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также параметрам проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (законопроект N 1258295-7).
2. Счетная палата поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что законопроект разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 169, статьей 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", на основании данных прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
3. В поступивших в Комитет заключениях Комитета Государственной Думы по охране здоровья и Комитета Совета Федерации по социальной политике поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона N 1258297-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
------------------------------
1 С учетом 25 млрд. рублей, выделенных в 2021 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1722-р, прирост субвенции составит 159,4 млрд. рублей, или 6,9%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.