Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 28059-8 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект направлен на качественные преобразования потребительской корзины - минимального социального стандарта потребления, составляющего основу прожиточного минимума, являющегося важнейшим инструментом социальной политики.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введен новый алгоритм расчета величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента. При этом прожиточный минимум определяется, как минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
При таком подходе прожиточный минимум зависит от медианного уровня доходов граждан и будет повышаться только в случае роста доходов населения страны. Такой подход, особенно в текущих условиях экономического развития страны, представляется порочным и несправедливым. По сути, предлагается под уровень медианного дохода подстраивать потребности граждан, тогда как прожиточный минимум в современном обществе должен отражать реальные и объективные потребности граждан не просто для выживания, а для всестороннего развития личности.
Данным законопроектом предлагается вернуться к наиболее эффективному расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, используя нормативный метод, в котором учитывается отдельно стоимость продовольственной, непродовольственной и платных услуг корзин, определяемых по их натуральному составу.
Кроме того, в целях повышения качества жизни граждан предлагается установить, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в год.
В настоящем законопроекте представлена актуализированная нормативная потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, включающая минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, сформированные с определением объемов потребления в натуральных показателях.
Минимальный нормативный набор продуктов питания
В настоящем проекте минимальный набор продуктов питания актуализирован, исходя из необходимости повышения качества питания, предусмотренного действующей моделью потребительской корзины и условий его осуществления, в ряде случаев вне дома. Состав и нормы потребления продовольственных товаров дифференцированы для социально-демографических групп населения - мужчин (16-65 лет) и женщин (16-60 лет) трудоспособного возраста, пенсионеров и детей (0-6 лет, 7-15 лет).
Наборы продуктов питания в целом по Российской Федерации были сформированы с учетом увеличения в них объемов мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов. В наборах также был расширен ассортимент круп, овощей, фруктов.
Предусмотрено дополнительное включение специализированных витаминно-минеральных комплексов в продуктовые наборы для взрослого населения (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры) и детей в количестве 1 драже в день в течение осенне-зимнего периода.
Основу для формирования проектов наборов продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации составили:
- нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (MP 2.3.1.2432-08 г.);
- основные положения концепции оптимального питания и принципы формирования рациона здорового питания;
- рекомендации Всемирной организацией здравоохранения.
Действующие продуктовые наборы для трудоспособного населения разработаны для мужчин и женщин, занятых легким и очень легким физическим трудом (1-2 группы физической активности). В тоже время, согласно данным Росстата по подгруппам занятий для занятого населения на основной работе (в соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014), доля мужчин в возрасте 16-65 лет, занятых трудом средней тяжести (3 группа физической активности), составляет 30,8% (см. таблицу 1).
Таблица 1
Распределение занятых по группам физической активности:
мужчины в возрасте 16-65 лет 1
|
Группы физической активности |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Доля группы, в % |
23 |
41,9 |
30,8 |
4,3 |
100 |
------------------------------
1 Оценка на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
------------------------------
В связи с указанным фактом, при формировании продуктовых наборов для трудоспособного населения учитывались физиологические потребности мужчин, относящихся к 1-3 группам физической активности, и женщин - 1-2 группы физической активности.
В детальном виде актуализированный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, разработанный в рамках проекта федерального закона о потребительской корзине, приведен в Приложении 1 к Пояснительной записке.
С учетом международной практики (Канада) использования продуктовых корзин для расчета прожиточного минимума в представленном проекте расширен ассортиментный состав фруктов - включены: яблоки, груши, виноград, цитрусовые, бананы.
Продуктовые корзины в Российской Федерации разрабатываются для 5 социально-демографических групп населения: мужчин (16-65 лет) и женщин (16-60 лет) трудоспособного возраста, пенсионеров и детей (0-6 лет, 7-15 лет), - что позволяет рассчитать потребительский бюджет для любого состава семьи. Продуктовые наборы включают 10 основных групп продуктов, прочие продукты, витаминно-минеральные комплексы и разработаны с учетом принципов формирования рациона здорового питания и традиций в питании населения Российской Федерации. Объемы продуктов представлены в килограммах в год, что позволяет рассчитать их стоимость в объеме на месяц или другой период.
Помимо расходов на продукты питания (домашнее питание) и на витаминно-минеральные комплексы проектом федерального закона также предусматриваются расходы на питание вне дома.
Минимальный нормативный набор непродовольственных товаров
Основными принципами формирования минимального нормативного набора непродовольственных товаров явились:
- учет современного российского опыта в разработке минимальных нормативных наборов непродовольственных товаров и обеспечение преемственности в методологии формирования при актуализации,
- учет современных тенденций в потреблении непродовольственных товаров у населения России,
- учет зарубежного опыта формирования минимального нормативного набора непродовольственных товаров.
Анализ данных российской статистики о результатах выборочного обследования условий жизни домохозяйств показывает, что картина их обеспеченности непродовольственными товарами претерпевает качественные изменения под влиянием развития ассортимента товаров потребительского рынка.
В составе нормативного набора непродовольственных товаров присутствует две группы потребительских товаров - индивидуального пользования и общесемейного. Первая из этих групп формируется с учетом половозрастных особенностей потребления мужчин и женщин трудоспособного возраста, мужчин и женщин пенсионного возраста, детей дошкольного (0-6 лет) и школьного (7-15 лет) возрастов. Вторая группа ориентирована на общесемейное пользование и формируется в расчете на одну среднестатистическую семью. Каждая группа включает в себя определенный перечень товарных позиций, которые объединены в подгруппы по целевому признаку: верхняя пальтовая группа, белье, обувь и т.п.
Проектный набор непродовольственных товаров разрабатывался с учетом расширения представительства в нем товаров для развития человеческого потенциала, современных средств связи, медицинских товаров и лекарств. В проектном наборе представлено 12 подгрупп товаров индивидуального использования и 7 подгрупп товаров общесемейного пользования.
В составе проектной модели минимального набора непродовольственных товаров представлен достаточно широкий перечень товарных позиций.
Также в проектном наборе сформирован ряд новых подгрупп товарных позиций. Так, к примеру, в целях поддержания здоровья и профилактики заболеваний были сформированы новые подгруппы - "Спортивные товары" и "Медицинские товары". Потребность в этих жизненно важных составляющих сегодня особенно высока. В сравнении с ведущими развитыми странами Россия уступает по многим заболеваниям. К примеру, коэффициент смертности от инфекционных и паразитарных болезней в 2016 г. составил 19 на 100000 чел. против 8,2 в Германии (2014 г.), 2,5 в Финляндии (2014 г.), 8,4 в Канаде (2012 г.). 1
Отметим также, что в проектном наборе получило существенное развитие образовательное направление, реализованное за счет подгрупп "Школьно-письменные принадлежности, печатные издания" (индивидуальное пользование) и "Образование и интеллектуальное развитие" (общесемейное пользование).
Отличительной особенностью наборов непродовольственных товаров в развитых зарубежных странах является то, что они отражают приемлемые условия жизни и включают в себя более широкий спектр товарных позиций. Для формирования отечественного набора учтены те позиции зарубежной практики, которые приемлемы для российских условий как с позиции потребительского поведения населения с низким уровнем дохода, так и с позиции содействия развитию человеческого потенциала и здоровому образу жизни. С учетом особенностей представления потребительской корзины в Германии, Финляндии и Канаде выделены следующие отдельные подгруппы или товарные позиции.
Так, в Германии в потребительской корзине учитывается: покупка стационарных и мобильных телефонов и других устройств связи; канцелярские товары, материалы для рисования и другие товары народного потребления; книги и брошюры; газеты и журналы, карты и глобусы; игровые товары (включая компьютер, онлайн-игры, загрузки и приложения); спортивные товары; покупка или лизинг велосипедов; аксессуары, детали и запчасти для велосипедов. В подгруппу "здравоохранение" включены фармацевтические продукты, терапевтические средства и оборудование. 2
В Финляндии при формировании нормативной потребительской корзины выделены: сотовый телефон; портативный компьютер; лазерный принтер; чернила принтера и картридж; смартфон; лекарства, витамины, препараты для дезинфекции, медицинское оборудование; игрушки для детей старше 7 лет; велосипед для взрослых и для детей, шлем велосипедный, замок для велосипеда. 3
В Канаде в потребительской корзине учтено: приобретение телефонов; лекарственные средства и фармацевтические препараты; спорт и спортивное оборудование; отдельно - велосипеды, запчасти и аксессуары; игрушки и детские транспортные средства; материалы для чтения и другая печатная продукция; учебники. Отметим, что предусматривается также техническое обслуживание и ремонт велосипедов. 4
Проектный минимальный нормативный набор непродовольственных товаров для населения России нацелен на сохранение здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности на качественно приемлемом уровне, способствующем развитию человеческого потенциала и здоровому образу жизни.
В детализированном виде разработанный минимальный набор непродовольственных товаров приведен в Приложении 2 к Пояснительной записке.
Минимальный нормативный набор платных услуг
В основу разработки минимального нормативного набора платных услуг положены те же принципы, что использовались для минимального нормативного набора непродовольственных товаров.
Минимальный нормативный набор платных услуг, предложенный проектом федерального закона, сформирован, исходя из обеспечения доступа к необходимым для жизнедеятельности и развития человеческого потенциала услугам в условиях все большего распространения платной модели получения услуг социальной сферы (образования, здравоохранения, физической культуры и пр.). По сравнению с прежними моделями потребительской корзины в представленном ее проекте, предусмотрено существенное увеличение расходов на платные услуги.
В условиях развития платной модели оказания услуг социальной сферы расширение возможностей для пользования услугами в минимальной потребительской корзине позволит обеспечить доступ к ним низкодоходных групп населения, снизив тем самым риск социальной исключенности из сферы услуг и, как следствие, маргинализации этих групп населения. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что проблема недоступности услуг является актуальной для заметной доли домохозяйств. Так, согласно данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного в 2016 г. Федеральной службой государственной статистики, 22,2% домохозяйств, имеющих детей в возрасте до 15 лет, не могут воспользоваться в случае необходимости услугами платных специалистов для лечения детей из-за нехватки средств. 11,9% детей в возрасте от 3-х до 15 лет из-за высокой оплаты не посещают занятия в спортивной школе, спортивной секции, занятия на спортивных сооружениях и др. 5 Для низкодоходных домохозяйств проблема доступности услуг стоит еще острее, чем в целом по домохозяйствам, о чем свидетельствуют данные о более низкой доле расходов на оплату услуг в структуре потребительских расходов данных домашних хозяйств. 6 Это, однако, связано не с качественно иным образом жизни по сравнению с другими доходными группами, а с отсутствием финансовых ресурсов для пользования необходимым комплексом услуг и выстраиванием приоритетности расходования средств в условиях ограниченности ресурсов.
Расширение возможностей для пользования услугами также позволит обеспечить доступ к необходимым для жизнедеятельности и развития человеческого потенциала платным услугам в условиях отсутствия или ограниченности доступа к аналогичным услугам на бесплатной основе, а также доступ к более качественным услугам. Как показывают данные специализированного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и др., проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2017 г., получение консультации или прохождение обследования у врача-специалиста на платной основе за счет собственных средств, не в последнюю очередь, определяется следующим: 1) мнением, что консультации и медицинские обследования в платных медицинских организациях являются более качественными и надежными (33,3% 7), 2) невозможностью попасть в государственную (муниципальную) медицинскую организацию из-за нехватки времени, больших очередей, необходимости предварительной записи (26,2%), а также 3) отсутствием таких специалистов в расположенных поблизости государственных (муниципальных, о ведомственных) медицинских организациях (22,7%).
Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения Федеральной службы государственной статистики фиксируют, что не утрачивает актуальности проблема доступности дошкольных образовательных организаций (учреждений). В 2018 г. 56,4% детей в возрасте до трех лет нуждались в устройстве в дошкольную образовательную организацию до достижения трех лет, а 86,2% детей в возрасте до трех лет, нуждающихся в устройстве до достижения трех лет в дошкольную образовательную организацию, имеющуюся вблизи от дома, были поставлены официально на очередь; в 2011 г. в устройстве в дошкольное образовательное учреждение нуждались 53,4% детей в возрасте до трех лет, из них 69,5% были поставлены официально на очередь. 9 Доступность соответствующих платных услуг является необходимым условием для обеспечения полноценного включения в сферу занятости родителей. С учетом этого в нормативном наборе услуг минимальной потребительской корзины предусмотрены расходы на соответствующие платные образовательные услуги.
Расширение возможностей пользования услугами в проекте потребительской корзины также обусловлено в целом качественными изменениями в потреблении услуг населением. Так, данные Федеральной службы государственной статистики демонстрируют увеличение доли расходов домашних хозяйств на оплату услуг: удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг в потребительских расходах вырос с 26,3% в 2014 г. до 27,3% в 2016 г. 10
Изменилась и структура платных услуг населению. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают рост в структуре платных услуг населению доли транспортных услуг с 18,7% в 2013 г. до 20,1% в 2017 г., жилищных услуг - с 5,7% до 7,4%, услуг системы образования - с 6,5% до 6,7%, медицинских услуг - с 6,0% до 6,8%, услуг культуры - с 1,7% до 1,8%, услуг физической культуры и спорта - с 0,7% до 0,9%.11
В рассматриваемый период существенно изменилась и практика пользования услугами связи, о чем свидетельствуют данные Мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации, проводимого Федеральной службой государственной статистики. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с домашнего компьютера, выросла 65,1% в 2013 г. до 69% в 2018 г. в общем числе домашних хозяйств. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности обследуемого населения, увеличилась с 10,7% в 2013 г. до 54,5% в 2018 г. За аналогичный период с 61,4% до 79,3% в общей численности населения выросла доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет. 12
В целом минимальный нормативный набор платных услуг в предлагаемой законопроектом потребительской корзине сформирован, исходя из более высокого, качественно иного уровня удовлетворения потребностей в услугах. По сравнению с моделями качества жизни и удовлетворения основных потребностей рассматриваемой категории населения, обеспечиваемыми действующей потребительской корзиной и прежней натуральной потребительской корзиной, проектный набор услуг предусматривает возможности пользования услугами более широкого их перечня и более высокого качества.
Относительно ранее действовавшего натурального набора услуг в проекте потребительской корзины предложен более развернутый перечень услуг: в проектном натуральном наборе услуг выделено 12 видов услуг, в том числе 11 видов услуг за рамками расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
В условиях распространенности ситуаций, связанных с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и затруднительностью осуществлять соответствующие расходы, важной составляющей нормативного набора услуг проектной потребительской корзины является компонента "Жилье и коммунальные услуги".
Для снижения рисков задолженности по соответствующим обязательным платежам в проектном наборе расходы на услуги по оплате жилья и коммунальных услуг заложены таким образом, чтобы обеспечить самостоятельное покрытие данных расходов.
В потребительской корзине также дополнительно предусмотрено формирование накоплений для улучшения жилищных условий на минимально приемлемом уровне. Это предлагается в развитие действующей методологии формирования потребительской корзины, предполагающей, что жилье уже имеется, и не предусматривающей возможности улучшения жилищных условий. Необходимость учета данных расходов при формировании потребительской корзины определяется актуальностью проблем в сфере жилищной обеспеченности в России. Согласно данным исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, около 25% населения России проживают в жилье, которое не соответствует минимальным требованиям по размерам площади жилья и/или по его благоустроенности, и являются бедными по жилищной обеспеченности; еще около 9% населения являются бедными по жилищной обеспеченности, имея при этом денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. 13 Потребность в улучшении жилищных условий подтверждается и данными Федеральной службы государственной статистки: согласно итогам Комплексного наблюдения условий жизни населения, в 2016 г. 53,5% домашних хозяйств с наименьшими денежными доходами испытывали потребность в улучшении жилищных условий, что было выше, чем в группах с более высоким уровнем доходов (от 23,2% до 42%). 14
В проектной корзине также дополнительно предусмотрено создание финансового резерва, что прежде не учитывалось при разработке потребительской корзины. Данный вид расходов, направляемых для формирования накоплений, играет роль "финансовой подушки безопасности" и необходим для снижения социальных рисков при неблагоприятных жизненных обстоятельствах, обеспечивая минимальный базовый уровень потребления.
Дифференцированный подход к формированию набора услуг потребительской корзины, предложенной в рамках законопроекта, также применяется и в зарубежной практике. При разработке корзин, например, в Германии, Канаде и Финляндии, находят применение услуги, которые прежде не учитывались в российской практике: связь (телефон, Интернет, почта и др.), здравоохранение (посещение врача-специалиста, услуги врача-практика и др.), образовательные (оплата курсов и др.) и др. 15
В состав проектного минимального нормативного набора услуг проектной потребительской корзины включены услуги транспорта и учреждений культуры. В составе транспортных услуг, включенных в предлагаемый набор услуг, для трудоспособного населения и пенсионеров предусмотрены более высокие нормативы поездок по сравнению с предыдущим натуральным набором; предусмотрены возможности пользования традиционными и наиболее распространенными видами транспорта (автобусный, железнодорожный). В рамках услуг учреждений культуры, которые и ранее включались в натуральный набор, но в обобщенном виде в процентном отношении к общей величине расходов на услуги (5%), данные услуги конкретизированы, и предусмотрены возможности посещения театров, музеев, выставок и кинотеатров для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Другие виды услуг в проектном наборе определены в размере 10% общей величины расходов на услуги (без учета жилья и коммунальных услуг).
Состав и нормы потребления в минимальном нормативном наборе услуг определены с учетом дифференциации потребностей трудоспособного населения, пенсионеров и детей в тех или иных услугах.
В детализированном виде минимальный нормативный набор услуг для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, предлагаемый проектом федерального закона о потребительской корзине, приведен в Приложении 3 к Пояснительной записке.
Расчеты показывают, что в стоимостном выражении потребительская корзина, разработанная в рамках Проекта для России в целом, в потребительских ценах 2018 г. в среднем в месяц составила 31087 руб. в расчете на душу населения. По данным Росстата инфляция за 2019 год составила 3% (32019,61), за 2020 - 4,9% (33588,57). Таким образом, стоимость потребительской корзины в 2020 году составляет - 33588, 57
------------------------------
1 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017: Стат. сб. / Росстат - М., 2017. - 332 с. С.326-327.
2 Verordnung zur Bestimmung des fur die Fortschreibung der Regelbedarfsstufen N ach den §§ 28a und 134 des Zwolften Buches Sozialgesetzbuch maBgeblichen Prozentsatzes sowie zur Erganzung der Anlage zu § 28 des Zwolften Buches Sozialgesetzbuch fur das Jahr 2018 (Regelbedarfsstufen-Fortschreibungsverordnung 2018 - RBSFV 2018). A. Problem und Ziel. (Постановление о внесении изменений в Закон "О нормативных потребностях"), [Электронный ресурс]. Режим flocTyna:http://www.gesetze-im-internet.de/rbsfv_2018/BJNR376700017.html Дата обращения: 02.11.2018.
3 Anna-Riitta Lehtinen & Kristiina Aalto "Viitebudjettien paivitys vuodelle 2013. MitS kohtuullinen elaminen maksaa?" (2014). Kuluttajatutkimuskeskuksen tutkimuksia ja selvityksia 3. "Обновление справочных бюджетов за 2013 год. Какова разумная стоимость проживания?", Центр потребительских исследований, Исследования и обследования 3 (2014) // ISBN 978-951-698-275-8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://helda.helsinki.fl/bitstream/handle/l 0138/152407/Viitebudjettien_paivitys_vuodelle_2013.pdf?sequence= 1 Дата обращения: 07.11.2018 г.
4 Acceptable Level of Living (A.L.L.), Winnipeg Social Planning Council (англ.).
5 Сборник "Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2016" // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_maiii/rosstat/ru/statistics/population/level/#
6 Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2017 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ni/bgd/regl/b 17102/Main.htm
7 В процентах от числа респондентов, получивших за последние 12 месяцев консультацию (проходивших обследование) у врача-специалиста на платной основе за счет собственных средств.
8 Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения 2017 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/qualityl7/index.html
9 Комплексное наблюдение условий жизни населения 2018 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html; Комплексное наблюдение условий жизни населения 2011// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ/surveyO/index.html
10 Платное обслуживание населения в России - 2017 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl7_78/Main.htm "Структура платных услуг // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
12 Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/figure/anketal-4.html
13 См., например: Бобков В. Н., Херрманн П., Колмаков И. Б., Одинцова Е. В. Двухкритериальная модель стратификации российского общества по доходам и жилищной обеспеченности // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 4. С. 1061-1075.
14 Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2016: Статистический сборник/Росстат-М.: ИИЦ "Статистика России", 2017. 257 с. ISBN 978-5-4269-0061-5 - С. 63.
15 Gesetz zur Ermittlung der Regelbedarfe N ach § 28 des Zw6lften Buches Sozialgesetzbuch (Закон "О нормативных потребностях") (von 01.12.2010). Das Zwolfte Buch Sozialgesetzbuch. Sozialhilfe. Drittes Kapitel, §27-29, S.17-20; Verordnung zur Bestimmung des fur die Fortschreibung der Regelbedarfsstufen N ach den §§ 28a und 134 des Zwolften Buches Sozialgesetzbuch maBgeblichen Prozentsatzes sowie zur Erganzung der Anlage zu § 28 des Zw6lften Buches Sozialgesetzbuch fur das Jahr 2018 (Regelbedarfsstufen- Fortschreibungsverordnung 2018 - RBSFV 2018). A. Problem und Ziel. (Постановление о внесении изменений в Закон "О нормативных потребностях"); Anna-Riitta Lehtinen & Kristiina Aalto "Viitebudjettien paivitys vuodelle 2013. Mita kohtuullinen elaminen maksaa?" (2014). Kuluttajatutkimuskeskuksen tutkimuksia ja selvityksia 3. "Обновление справочных бюджетов за 2013 год. Какова разумная стоимость проживания?", Центр потребительских исследований, Исследования и обследования 3 (2014) // ISBN 978-951-698-275-8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://helda.helsinki.fl/bitstream/handle/l 0138/152407/Viitebudjettien_paivitys_vuodelle_2013 ,pdf?sequence= 1 Дата обращения: 07.11.2018 г.; Methods for estimating the poverty lines: four country case studies / ILO Decent Work Technical Support Team and Country office for Eastern Europe and Central Asia; International Labour Organization. - Moscow: ILO, 2012. 82 p. ISBN 9789221268864.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
Расходы бюджетной системы и внебюджетного сектора в 2022 году при принятии проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" составят 388,547 млрд. рублей
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
В связи с принятием настоящего федерального закона Правительству Российской Федерации в течение 3 месяцев с даты официального опубликования настоящего Федерального закона принять следующие нормативные акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.