Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 30 ноября 2021 г. N 3.8-03/5622
по проекту федерального закона N 1258297-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года и принят 28 октября 2021 года в первом чтении, 23 ноября 2021 года - во втором чтении и 24 ноября 2021 года - в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, бюджет Фонда) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года по базовому варианту, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) по состоянию на 1 января 2021 года, в количестве 145,1 млн человек (на 1 января 2020 года - 145,5 млн человек), в том числе неработающего населения - 81,3 млн человек (на 1 января 2020 года - 80,4 млн человек).
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2022 год в сумме 2 779,2 млрд рублей (на 2021 год - 2 533,8 млрд рублей), на 2023 год - 2 925,7 млрд рублей, на 2024 год - 3 086,3 млрд рублей.
Расходы бюджета Фонда запланированы на 2022 год - 2 801,1 млрд рублей (на 2021 год - 2 545,4 млрд рублей), на 2023 год - 2 951,1 млрд рублей, на 2024 год - 3 120,3 млрд рублей.
Бюджет Фонда утверждается с дефицитом на 2022 год в размере 21,8 млрд рублей (на 2021 год - 11,6 млрд рублей), на 2023 год - 25,4 млрд рублей и на 2024 год - 34,0 млрд рублей, источником покрытия которого являются остатки средств на счетах Фонда.
Доходы бюджета Фонда будут формироваться в 2022 году на 88,0% (в 2021 году - на 88,3%) за счет поступлений страховых взносов на ОМС, в 2023 году - 88,6%, в 2024 году - 89,0%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2022 год в сумме 2 447,8 млрд рублей (на 2021 год - 2 237,0 млрд рублей), на 2023 год - 2 593,3 млрд рублей, на 2024 год - 2 745,3 млрд рублей, из них:
сумма страховых взносов на ОМС работающего населения на 2022 год - 1 633,99 млрд рублей (на 2021 год - 1 453,7 млрд рублей), на 2023 год - 1 746,9 млрд рублей, на 2024 год - 1 864,9 млрд рублей;
сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2022 год - 813,8 млрд рублей (на 2021 год - 783,3 млрд рублей), на 2023 год - 846,5 млрд рублей и на 2024 год - 880,5 млрд рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно по годам: 1,244; 1,294; 1,346).
В целом прогнозируется рост поступлений страховых взносов на ОМС в 2022 году на 212,5 млрд рублей или 9,5% (в 2021 году на 117,1 млрд рублей или 5,5%), в 2023 году на 145,8 млрд рублей или 5,9% и в 2024 году на 152,2 млрд рублей или 5,9%.
Федеральным законом предусматриваются следующие межбюджетные трансферты из федерального бюджета:
на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование: на 2022 год - 47,5 млрд рублей (на 2021 год - 35,5 млрд рублей), на 2023 год - 50,8 млрд рублей, на 2024 год - 54,3 млрд рублей;
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями: на 2022 - 2024 года, как и на 2021 год, по 140,0 млрд рублей;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2022 год - 121,3 млрд рублей (на 2021 год - 117,6 млрд рублей), на 2023 год - 125,9 млрд рублей, на 2024 год - 130,8 млрд рублей;
на проведение углубленной диспансеризации: в 2022 году - 8,0 млрд рублей;
на проведение медицинской реабилитации: в 2022 году - 9,2 млрд рублей, в 2023 и 2024 годах - по 10,0 млрд рублей.
Основную долю 88% (в 2021 году - 89,4%) расходов бюджета Фонда составляют субвенции на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (далее - субвенция).
Размер субвенции составит на 2022 год - 2 461,3 млрд рублей (на 2021 год - 2 301,8 млрд рублей), на 2023 год - 2 596,0 млрд рублей, на 2024 год - 2 749,7 млрд рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2022 году 159,4 млрд рублей или 6,9% (в 2021 году - 51,4 млрд рублей (2,3%)), и далее по годам прирост составит в 2023 году - 134,8 млрд рублей (5,5%), в 2024 году - 153,6 млрд рублей (5,9%).
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2022 год в размере 14 173,9 рублей, на 2023 год - 14 949,9 рублей, на 2024 год - 15 834,7 рублей.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню. Размер субвенции определен с учетом:
- сохранения соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- увеличения заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2022 - 2024 годов, прочие расходы (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2022 - 2024 годах - на 4% ежегодно;
- финансового обеспечения оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.
Комитет отмечает, что ежегодно прирост субвенции является минимальным и складывается на уровне ниже ожидаемых темпов инфляции, что создает угрозу формирования дефицита базовой программы ОМС и влечет рост кредиторской задолженности бюджетных медицинских организаций, особенно в условиях сложной санитарно-эпидемиологической ситуации. Кроме того, по результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации, проводимого по поручению Совета Федерации, представлены замечания к утвержденной методике распределения субвенций между субъектами Российской Федерации и предложено Правительству Российской Федерации провести анализ причин расхождения значений весовых коэффициентов, используемых в расчете коэффициента дифференциации и его компонентов, с фактической структурой расходов средств ОМС. Соответствующая работа по уточнению показателей методики проводится в настоящее время с участием сенаторов Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации дополнительно проанализировать ситуацию с кредиторской задолженностью бюджетных медицинских организаций и выработать предложения по предупреждению ее дальнейшего роста.
На 2022 год в субвенции учтено увеличение предельного значения показателя коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг для отдельных регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ) и Ненецкого автономного округа с 4,5 до 5,5. Данная мера обеспечит увеличение размера субвенции для названных регионов в 2022 году на 6,3 млрд рублей, в 2023 году - на 6,7 млрд рублей, в 2024 году - на 7,0 млрд рублей.
В целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года объем субвенции предусматривает мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших COVID-19, на финансирование которых в 2022 году предусматривается 9,2 млрд рублей; в 2023 и 2024 годах - по 10,0 млрд рублей ежегодно за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
При этом расширение программы диспансеризации и профилактических медицинских осмотров учтено в субвенции только на 2022 год в сумме 8,0 млрд рублей за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На 2023 и 2024 годы средства на указанные цели в составе субвенции не предусматриваются, и решение указанного вопроса будет предметом рассмотрения следующего бюджетного цикла.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства с учетом увеличения на индекс потребительских цен на 2022 год в сумме 112,5 млрд рублей, на 2023 год - 117,0 млрд рублей, на 2024 год - 121,7 млрд рублей.
В бюджете Фонда резервируются средства нормированного страхового запаса на 2022 год в сумме 210,5 млрд рублей, на 2023 год - 221,2 млрд рублей, на 2024 год - 232,1 млрд рублей, которые будут направляться межбюджетными трансфертами бюджетам территориальных фондов ОМС:
- для устранения кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала в первичном звене;
- для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний;
- для увеличения бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
- на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
- на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов.
Также средства нормированного страхового запаса будут направляться на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями: в 2022 году - 154,4 млрд рублей, в 2023 году - 162,9 млрд рублей, в 2024 году - 172,5 млрд рублей. Указанное решение позволит повысить доступность указанной медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания, доведя ее объем до 60% от общего объема оказываемой специализированной медицинской помощи согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Вместе с тем Счетная палата Российской Федерации отмечает, что указанные бюджетные ассигнования запланированы Фондом при отсутствии утвержденной методики.
Кроме того из средств нормированного страхового запаса сформирован резерв средств в сумме по 30 млрд рублей ежегодно на 2022 - 2024 года, распределение которого будет осуществляться по решениям Правительства Российской Федерации в целях обеспечения возможности дополнительного финансирования медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в случае незапланированного роста ее объемов в условиях чрезвычайной ситуации; а также по 3,3 млрд рублей ежегодно будет направляться на реализацию решений Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере ОМС.
Федеральным законом предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведения профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2022 год в сумме 14,3 млрд рублей, на 2023 год в сумме 14,4 млрд рублей, на 2024 год - 14,5 млрд рублей. Стоимость родового сертификата составляет 12 тыс. рублей.
В бюджете Фонда учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на 2022 год - 1,3 млрд рублей, на 2023 год - 1,1 млрд рублей и на 2024 год - 1,0 млрд рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2022 - 2024 года по 1,3 млрд рублей ежегодно (на 2021 год - 0,9 млрд рублей). Расходы на указанные цели в 2022 - 2024 годах составят 0,05 - 0,04% от общих расходов бюджета Фонда.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет - соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.