Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года

 

Предварительные итоги за январь-август 2018 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2018 году

 

Ситуация на мировых товарных рынках с начала 2018 года складывается позитивно. Цена на нефть марки "Юралс" в течение 1кв18 устойчиво превышала уровень 60 долл. США за баррель, а с апреля начала расти, главным образом под воздействием произошедшего и ожидаемого снижения предложения со стороны ряда крупных нефтеэкспортеров. Для компенсации выпадающих объемов страны - участницы соглашения ОПЕК+ в конце июня приняли решение об увеличении добычи нефти примерно на 1 млн. баррелей до конца текущего года. Вместе с тем в июле-августе цены на нефть сохранялись на высоких уровнях на фоне перебоев поставок из Канады и Ливии, продолжающегося снижения добычи в Венесуэле, а также ожидаемого возобновления санкций США против Ирана в связи с ядерной программой. Средняя цена на нефть марки "Юралс" в целом за 2018 год прогнозируется на уровне 69,6 долл. США за баррель (69,7 долл. США за баррель за январь-август).

 

 

 

Цены на другие значимые товары российского экспорта (черные и цветные металлы, стальной прокат, уголь) в текущем году также были выше, чем в соответствующий период предыдущего года. Эти тенденции на мировых рынках в совокупности с увеличением физических объемов отдельных товарных групп ненефтегазового экспорта привели к существенному расширению профицита текущего счета, который в январе-августе увеличился до 69,0 млрд. долл. США против 19,1 млрд. долл. США за аналогичный период прошлого года. В целом за год положительное сальдо текущего счета прогнозируется на уровне 94,3 млрд. долл. США (5,8% ВВП).

Вместе с тем применяемое с 2017 года бюджетное правило и сопряженный механизм сглаживания влияния цен на нефть на экономику позволили изолировать внутренние экономические параметры от колебаний котировок на внешних товарных рынках. Дополнительные поступления от нефтегазового экспорта абсорбировались с внутреннего финансового рынка через покупки иностранной валюты Минфином России (за период с начала года по 22 августа - 35,4 млрд. долл. США). Покупки валюты в рамках бюджетного правила являлись основным источником пополнения международных резервов, объем которых по состоянию на 1 сентября 2018 г. достиг 460,6 млрд. долл. США.

В то время как ситуация на сырьевых рынках складывалась благоприятно, на мировых финансовых рынках в последние месяцы наблюдалась повышенная волатильность, обусловленная ростом процентных ставок в США, усилением торговых противоречий между крупнейшими мировыми экономиками, а также опасениями инвесторов относительно финансовой стабильности в отдельных странах (прежде всего в Турции и Аргентине). В этих условиях наблюдалось снижение склонности к риску, которое обусловило ослабление большинства валют стран с формирующимися рынками, в том числе и рубля.

Еще одним фактором ослабления рубля в указанный период стала санкционная политика США. После введения в апреле новых ограничений в отношении российских компаний и бизнесменов наблюдалось расширение российской премии за риск и отток иностранного капитала с рынка ОФЗ. За апрель-июль нерезиденты продали ОФЗ на сумму 345 млрд. рублей, а доля их участия на данном рынке сократилась на 6,5 п.п. (до 28,0% на 1 августа). В августе дополнительное давление на российский рынок оказывали заявления США о возможном введении дополнительных санкционных мер в отношении России.

В этих условиях в январе-августе ослабление рубля составило 7,3% в номинальном эффективном выражении, в том числе в августе - 2,9%. В целях обеспечения финансовой стабильности на валютном рынке Банк России приостановил операции по покупке иностранной валюты в рамках бюджетного правила с 9 по 16 августа и с 23 августа до конца текущего года. Вместе с тем решение Банка России не влечет за собой нарушения реализации бюджетной политики в соответствии с бюджетным правилом, которое определяет использование нефтегазовых доходов в бюджетной системе. Параметры бюджетного правила (в частности, объемы накопления дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния) рассчитываются в соответствии с нормативно закреплённым алгоритмом, основанном на динамике цен на энергоносители и не допускающем дискретности при определении объемов операций.

 

 

 

Вместе с тем фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (значительное положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), остаются благоприятными. В этих условиях Минэкономразвития России ожидает возвращения обменного курса рубля к уровням 64-65 рублей за доллар в октябре-декабре 2018 г. (что соответствует среднегодовому значению 61,7 рублей за долл. США).

Наблюдаемая курсовая динамика пока незначительно транслировалась в потребительские цены. Инфляция в первой половине года сохранялась на низком уровне (2,2-2,4% г/г). Ускорение роста потребительских цен в июле и августе (до 2,5% г/г и 3,1% г/г соответственно) было обусловлено главным образом низкой базой соответстующих месяцев прошлого года. Вместе с тем в оставшиеся месяцы 2018 года произошедшее ослабление рубля, а также рост цен на зерновые на мировых рынках будут оказывать давление на темпы роста потребительских цен. Инфляция на конец года прогнозируется на уровне 3,4% к декабрю 2017 года.

В то же время динамика обменного курса рубля в последние месяцы создает благоприятные условия для предприятий обрабатывающей промышленности с точки зрения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Темп роста выпуска обрабатывающих производств за январь-август 2018 года составил 3,8% г/г. Ключевыми драйверами роста остаются пищевая и химическая отрасли, деревообработка. Кроме того, с начала текущего года значительный рост объемов производства наблюдается в машиностроении.

Темп роста в добыче полезных ископаемых за январь-август 2018 г. составил 2,4% г/г. После снижения в январе-мае (на 1,3% г/г) в условиях ответственного исполнения Россией условий сделки ОПЕК+ производство сырой нефти и нефтяного (попутного) газа начиная с июня демонстрировало положительные годовые темпы роста (в августе - на 3,0% г/г). Улучшение годовых показателей нефтяной отрасли связано как с исчерпанием эффекта высокой базы первых месяцев 2017 года, так и с увеличением среднесуточной добычи нефти в результате изменения параметров соглашения ОПЕК+. Добыча природного газа и газового конденсата в январе-августе выросла на 14,2% г/г, что было связано с холодной погодой в первые месяцы в России и в европейских странах, а также с опережающим ростом производства сжиженного природного газа.

 

 

 

По оценке Минэкономразвития России, ВВП в январе-августе увеличился на 1,6% г/г. Положительный вклад в рост внесли промышленные виды деятельности (0,5 п.п.), транспорт и связь (0,2 п.п.), а также финансовая деятельность и сектор профессиональных услуг (по 0,2-0,3 п.п.). На фоне стагнации в строительном секторе и слабой динамики сельского хозяйства вклад указанных видов деятельности в экономический рост в январе-августе был слабоотрицательным. По оценке Минэкономразвития России, темп рост ВВП в целом за 2018 год составит 1,8%.

В разрезе компонент совокупного спроса экономический рост по-прежнему опирается на внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный. Вместе с тем во 2кв18 продолжилось замедление роста инвестиций в основной капитал - до 2,8% г/г после 3,6% г/г в 1кв18 и 4,4% в 2017 году. На рост инвестиций в основной капитал в текущем году оказывает негативное влияние ухудшение настроений бизнеса, обусловленное повышенной волатильностью на финансовых рынках начиная с апреля. Ожидается, что во втором полугодии инвестиции в основной капитал продолжат расти умеренными темпами. В целом по году их рост прогнозируется на уровне 2,9%.

 

 

 

Сдерживающее влияние на рост инвестиций по-прежнему оказывает вялая динамика кредитования компаний. Годовой темп роста совокупного корпоративного кредитного портфеля с учетом облигаций на балансе банков остается существенно ниже среднего уровня процентных ставок (4,3% г/г в августе с исключением валютной переоценки) и, соответственно, является фактором поддержания производственной деятельности, а не ее расширения. В то же время в структуре портфеля продолжает расти доля кредитов физическим лицам (темп их роста в августе составил 20,6% г/г с исключением валютной переоценки).

 

 

 

В январе-августе продолжилось расширение потребительской активности. Расходы домохозяйств на товары и услуги, рассчитанные по методологии баланса доходов и расходов населения, за указанный период выросли на 3,8% г/г в реальном выражении. Увеличение потребительского спроса основывается на значительном росте заработных плат. Темп роста реальной заработной платы в январе-августе 2018 года составил 8,4% г/г (по предварительной оценке Росстата). Существенное увеличение темпов роста заработных плат связано в первую очередь с достижением в 2018 году соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

При этом целевые ориентиры по среднегодовому уровню оплаты труда, установленные указами Президента Российской Федерации, достигнуты уже в начале года. Таким образом, внутригодовая динамика заработных плат в текущем году не будет иметь обычной сезонности, что приведет к снижению их годовых темпов роста во второй половине 2018 года. Рост реальных заработных плат в целом за год ожидается на уровне 6,9%.

 

 

 

Дополнительными факторами роста заработных плат в начале 2018 года стали индексация оплаты труда других работников бюджетной сферы и повышение минимального размера оплаты труда с 1 января и с 1 мая 2018 года. Вместе с тем все более явно проявляющийся дефицит трудовых ресурсов обусловливает и быстрый рост заработных плат в частном секторе, который, по оценке Минэкономразвития, составил около 7% г/г в реальном выражении в январе-июле 2018 года. При этом уровень безработицы в текущем году опустился до рекордно низких уровней - 4,8% в январе-августе с учетом коррекции на сезонность (прогноз безработицы в целом по году также составляет 4,8%).

 

 

 

Внешние условия

 

В 2017 году рост мировой экономики ускорился до 3,7% после достижения посткризисного минимума в 2016 году. Восстановление экономической активности в мире сопровождалось ростом инвестиций, промышленного производства и торговли. При этом увеличение темпов экономического роста наблюдалось в широком круге развитых и развивающихся стран.

В первой половине 2018 г. ускорение роста мировой экономики продолжилось, однако происходило менее равномерно, чем в прошлом году. При этом более умеренная динамика в странах еврозоны и в Китае была компенсирована ускорением экономики США под влиянием стимулирующих мер фискальной политики и восстановлением роста в Индии после исчерпания временных негативных эффектов, связанных с введением единого налога на товары и услуги. В 2018 году, по данным Международного валютного фонда, ожидается рост мировой экономики на уровне 3,9%.

 

 

 

Вместе с тем наблюдаемое ускорение глобального роста в значительный степени носит циклический характер, обусловленный восстановлением после периода слабой экономической динамики. По оценке Международного валютного фонда, глобальный разрыв выпуска может перейти в положительную область уже в текущем году. Таким образом, потенциал дальнейшего восстановительного роста мировой экономики практически исчерпан.

Так, текущая фаза роста американской экономики, начавшаяся в 3 квартале 2009 г., является одной из самых длительных в послевоенной истории США. О том, что экономический цикл входит в "зрелую" фазу, свидетельствует, в том числе, рекордно низкая безработица, растущая загрузка производственных мощностей, а также тенденции на финансовых рынках (высокие относительно фундаментальных факторов цены на акции, снижение наклона кривой доходности государственных облигаций). Начиная с 2020 года замедлению роста американской экономики также будет способствовать исчерпание краткосрочного позитивного эффекта от стимулирующих мер налогово-бюджетной политики.

 

 

 

Ключевые экономики еврозоны также продолжают расти темпами выше потенциальных, несмотря на некоторое замедление в начале текущего года. В последующие годы ожидается снижение темпов их роста до уровней, соответствующих долгосрочным трендам. Существенным источником неопределенности для европейских стран на среднесрочном горизонте остается ожидаемый выход Великобритании из Евросоюза, который должен состояться после завершения переходного периода в декабре 2020 г.

Экономика Японии, как ожидается, будет по-прежнему расти низкими темпами из-за продолжающегося ухудшения демографической ситуации и ограниченного прогресса в области реформирования институтов рынка труда. В среднесрочной перспективе сдерживающее влияние на японскую экономику будут также оказывать запланированные меры бюджетной консолидации (в том числе повышение налога с продаж в октябре 2019 г.), направленные на сокращение первичного дефицита бюджета и снижение отношения государственного долга к ВВП.

По мере перехода разрыва выпуска в положительную область ожидается постепенное усиление инфляционного давления в развитых экономиках. В этих условиях мировые центральные банки продолжат ужесточение денежно-кредитной политики. Члены Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы США прогнозируют в общей сложности четыре повышения ставки в текущем году и три - в следующем. Кроме того, американский регулятор продолжает планомерное сокращение активов на балансе. С 2017 года ужесточение денежно-кредитной политики также проводят Банк Англии и Банк Канады. Европейский центральный банк в декабре 2018 г. планирует завершить покупку ценных бумаг в рамках программы количественного смягчения, а осенью следующего года может рассмотреть возможность повышения процентных ставок.

 

 

 

Существенным источником рисков для роста мировой экономики является наблюдаемое усиление глобального протекционизма. В то время как уже введенные торговые ограничения пока не оказывают выраженного негативного влияния на рост, дальнейшее разворачивание "торговых войн" приведет к замедлению глобального инвестиционного спроса из-за роста неопределенности, нарушит сложившиеся цепочки добавленной стоимости, а также негативно скажется на производительности труда из-за барьеров для распространения новых технологий.

Ужесточение глобальных финансовых условий и введение крупнейшими экономиками взаимных торговых ограничений окажет негативное влияние на развивающиеся страны. При этом в группе повышенного риска находятся те страны, которые не реализовали структурные макроэкономические реформы, направленные на обеспечение устойчивости к колебаниям внешней конъюнктуры. Повышение глобальной волатильности на мировых финансовых рынках и снижение аппетита международных инвесторов к риску уже привели к негативным явлениям в отдельных странах (Турция и Аргентина).

Наряду с циклическими факторами на рост глобальной экономики будут по-прежнему оказывать сдерживающее воздействие нерешенные структурные проблемы. В развитых странах старение населения и медленный рост производительности труда обусловят сохранение темпов потенциального роста на уровнях ниже докризисных. Экономика Китая продолжит замедляться по мере дальнейшей переориентации внутреннего спроса с инвестиций на потребление, а также ужесточения регулирования в финансовой сфере и в области защиты окружающей среды. Вместе с тем сохраняются риски более существенного замедления роста китайской экономики, связанные с накопленными дисбалансами, в том числе высокой долговой нагрузкой корпоративного сектора и избыточными инфраструктурными инвестициями в предшествующие годы. Среди крупнейших развивающихся экономик прогнозируется сохранение опережающих темпов роста в Индии, при этом перспективы его ускорения во многом зависят от прогресса в реализации структурных реформ.

С учетом описанных циклических и структурных тенденций прогнозируется снижение темпов роста мирового ВВП до 3,2% к 2024 году.

Замедление глобального роста будет оказывать сдерживающее влияние на динамику спроса на сырьевые товары. В частности, снижение темпов роста китайской экономики в среднесрочной перспективе негативно скажется на конъюнктуре рынков базовых металлов и угля, где Китай является крупнейшим потребителем.

На рынке нефти ключевую роль в формировании цен в ближайшие годы будет играть динамика предложения. Производство сланцевой нефти в США продолжит расти, при этом в 2019 году будут устранены инфраструктурные ограничения на ее транспортировку. Увеличению предложения нефти на мировом рынке будет также способствовать наращивание добычи Саудовской Аравией, Россией и другими странами ОПЕК+ в результате изменения параметров соглашения в июне. В этих условиях ожидается постепенное снижение цен на нефть марки "Юралс" с 69,6 долларов США за баррель в 2018 г. до 63,4 долларов США за баррель в 2019 году и 53,5 долларов США за баррель к 2024 году.

В то же время в краткосрочной перспективе возможен дальнейший рост цен на нефть под влиянием снижения поставок из ряда крупных стран - нефтепроизводителей (в первую очередь Ирана и Венесуэлы). Аналогичная ситуация наблюдалась в 2011-2013 годах, когда из-за сокращения предложения со стороны Ирана и Ливии цены на нефть некоторое время держались на уровне, превышающем фундаментально обоснованные значения. Результатом стало наращивание инвестиций в нефтедобычу, в том числе на сланцевых месторождениях, что привело к формированию избытка предложения на мировом рынке и последующему обвалу цен в 2015-2016 годах. Таким образом, завышенный из-за разовых факторов уровень цен в краткосрочной перспективе несет риски их более существенного снижения в дальнейшем.

 

 

 

Общая характеристика прогноза социально-экономического развития

 

Разработка прогноза осуществлялась с учетом изменения внутренних и внешних условий, динамики внешнеэкономической конъюнктуры и тенденций развития мировой экономики, а также итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июль 2018 г.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ).

Последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечит низкую зависимость курса рубля к доллару США от динамики цен на нефть. В связи с тем, что Минфин России посредством проведения интервенций будет изымать дополнительную экспортную выручку с внутреннего валютного рынка, все большую значимость в формировании динамики курса рубля к доллару США будут приобретать потоки капитала. Дополнительным фактором, оказывающим давление на обменный курс рубля в ближайшее время, будет сохраняющаяся неопределенность в отношении применения санкционных мер.

Вместе с тем фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (значительное положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов, экономический рост), остаются благоприятными. В этих условиях Минэкономразвития России ожидает возвращения обменного курса рубля к уровням 64-65 рублей за доллар США в октябре-декабре 2018 г., который в дальнейшем продолжит ослабляться темпом, близким к инфляционному дифференциалу между Россией и странами-торговыми партнерами.

 

Инфляция

 

До конца текущего года прогнозируется постепенное повышение инфляции (до 3,4% в декабре 2018 г.). Основными факторами ускорения роста цен станут ослабление курса рубля и ускорение роста цен на продовольственные товары (за исключением плодоовощной продукции), что является следствием удорожания кормов для животных на фоне ухудшения прогнозов урожая зерновых в мире.

Повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. с 18% до 20% затронет около 75% товаров и услуг, используемых для расчета индекса потребительских цен, а совокупный эффект составит 1,3% от потребительских расходов. С одной стороны, часть этого эффекта абсорбируется за счет маржи производителей и продавцов. С другой стороны, за повышением цен на отдельные категории товаров последует рост инфляционных ожиданий. Последние два эффекта оцениваются Минэкономразвития России сопоставимыми по масштабу.

В этих условиях с учетом проведения Банком России умеренно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3%, что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России 4%. По мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция опустится ниже 4%. Прогноз инфляции на конец 2020 г. составляет 3,8%. В дальнейшем инфляция будет сохраняться на уровне целевого ориентира 4%.

 

 

Экономический рост

 

Рост ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 1,8%. По сравнению с предшествующим годом возрастает вклад внешнего спроса в результате значительного роста экспорта в физическом выражении (как топливно-энергетических товаров, так и товаров несырьевого неэнергетического экспорта). При этом темпы роста внутреннего спроса замедляются: наиболее существенно снизится вклад в прирост ВВП валового накопления. Это является следствием ухудшения настроений бизнеса из-за роста неопределенности относительно применения санкционных мер, повышения волатильности на финансовых рынках, ускорения оттока капитала и роста доходностей долговых ценных бумаг.

Следующий 2019 год можно охарактеризовать как "адаптационный" к принятым решениям макроэкономической политики. По итогам 2019 года, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3%. Временное снижение темпов экономического роста будет связано со следующими факторами:

- Смещенная ближе к середине года активная фаза реализации национальных проектов при росте налоговой нагрузки уже с 1 января 2019 г.;

- Умеренно-жесткая денежно-кредитная политика Банка России, направленная на контроль инфляционных ожиданий.

Однако в целом ускорение инфляции и замедление экономического роста будут носить временный характер. Предложенный Правительством Российской Федерации пакет структурных изменений должен обеспечить выход экономической динамики на более высокую траекторию, необходимую для решения накопившихся проблем социально-экономической сферы.

Ключевыми элементами этого пакета являются:

- Эффективная реализация национальных проектов, охватывающих ключевые направления социально-экономического развития страны, а также комплексного плана развития инфраструктуры;

- Реализация плана действий по повышению уровня инвестиционной активности, включающего набор изменений по улучшению инвестиционного климата, повышению долгосрочной предсказуемости экономического развития, росту уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, формированию новых источников финансирования инвестиционной активности, а также изменению отраслевого регулирования;

- Пенсионная реформа, направленная на ускоренный рост уровня пенсионного обеспечения.

С учетом перечисленных мер Минэкономразвития России ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0% в 2020 году, и выше уровня в 3,0%, начиная с 2021 года. При этом структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет не менее целевого уровня 25% в 2024 году.

На обеспечение достижения указанного показателя будет направлена реализация Плана действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. План содержит системные меры, направленные на улучшение условий ведения бизнеса, что будет способствовать трансформации генерируемых компаниями свободных денежных потоков в инвестиции. Это будет достигаться, в частности, с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контроля и надзора), а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике.

При сравнительно стабильной структуре ВВП по доходам структура производства будет отражать изменения, происходящие в структуре внутреннего спроса и внешнего спроса на отечественную продукцию с учетом мер по поддержке экспорта.

Темпы роста промышленного производства предусматриваются в 2018-2024 годах на уровне 1,8-3,3%. Положительные темпы роста будут показывать все укрупненные сектора промышленности. Существенные вклад в экономический рост продолжат вносить отрасли, реализующие свой экспортный потенциал - пищевая и химическая промышленность. Кроме того, ожидается ускорение темпов роста выпуска продукции металлургии. Рост внутреннего инвестиционного спроса наряду с мерами по обеспечению конкурентоспособности на внешних рынках будет способствовать увеличению производства продукции машиностроения. Кроме того, реализация инфраструктурных проектов с государственным участием обусловит значительное увеличение вклада строительного сектора в экономический рост.

Описанные сдвиги также отразятся на структуре платежного баланса. Поддерживать положительное сальдо текущего счета на всем прогнозном горизонте будет увеличивающийся несырьевой экспорт и экспорт услуг на фоне снижения в стоимостном выражении нефтегазового экспорта. Одновременно прогнозируемое увеличение импорта на фоне опережающего роста инвестиционного спроса (который традиционно является более импортоемким по сравнению с потребительским) станет основным фактором сокращения положительного сальдо текущего счета с 5,8% ВВП, ожидаемых в 2018 году, до 1,1 -2,0% ВВП в 2021-2024 годах.

Одновременно ожидается существенное сокращение оттока капитала, которое будет обусловлено как причинами технического характера (связанными с сокращением сальдо текущего счета), так и улучшением инвестиционного климата и наличием достаточного количества рентабельных инвестиционных проектов внутри страны, увеличением притока прямых иностранных инвестиций (с возможным смещением географии в сторону восточноазиатских стран).

 

Консервативный сценарий

 

Консервативный сценарий разработан Минэкономразвития России на основании предположения о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, прежде всего, в результате реализации сценария "жесткой посадки" китайской экономики.

Более медленные темпы роста мировой экономики обусловят снижение спроса на энергоресурсы и другие сырьевые товары, следствием чего станет снижение мировых цен на них. Текущая конструкция макроэкономической политики обеспечивает возможность практически полной изоляции внутренних экономических параметров от колебаний цен на нефть. В то же время негативное воздействие на экономический рост в консервативном сценарии будет оказывать слабый внешний спрос на товары российского экспорта.

В этих условиях в консервативном сценарии прогнозируется замедление темпов роста ВВП до 1,0% в 2019 г. с последующим их восстановлением к 2024 году до 3,0% по мере реализации комплекса мер, направленных на достижение ключевых национальных целей развития. Инфляция повысится в 2019 году до 4,6% (с учетом более слабого курса рубля, чем в базовом сценарии) и впоследствии стабилизируется на уровне 4%.

При этом прогнозируется, что в более жестких внешнеэкономических условиях будут достигнуты национальные цели развития российской экономики, в большей степени определяемые внутриэкономической ситуацией (естественный рост численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, рост реальных доходов граждан, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно, ускорение технологического развития, ускоренное внедрение цифровых технологий).

С учетом ожидаемого в этом сценарии замедления темпов роста мировой экономики темп роста ВВП России на уровне около 3% в год в 2022-2024 годах будет превышать среднемировые, однако может оказаться недостаточным для вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Одновременно медленный рост мировой экономики и низкие цены на большинство биржевых товаров формируют риски недостижения целевых показателей по несырьевому неэнергетическому экспорту.

 

Таблица 1. Сценарии прогноза социально-экономического развития

 

к соотв. периоду предыдущего года

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Цена на нефть марки "Юралс" (мировые), долларов США за баррель

базовый

53,0

69,6

63,4

59,7

57,9

56,4

55,1

53,5

консервативный

53,0

69,6

56,0

42,5

43,3

44,2

45,0

45,9

Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю

базовый

2,5

3,4

4,3

3,8

4,0

4,0

4,0

4,0

консервативный

2,5

3,4

4,6

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Валовой внутренний продукт, %

базовый

1,5

1,8

1,3

2,0

3,1

3,2

3,3

3,3

консервативный

1,5

1,8

1,0

1,9

2,5

2,9

3,0

3,0

Инвестиции в основной капитал, %

базовый

4,4

2,9

3,1

7,6

6,9

6,6

6,4

6,1

консервативный

4,4

2,9

2,5

6,3

5,3

5,4

5,2

4,8

Промышленность, %

базовый

2,1

3,0

2,4

2,7

3,1

3,1

3,2

3,3

консервативный

2,1

3,0

1,8

2,5

2,8

2,9

3,0

3,1

Реальные располагаемые доходы населения, %

базовый

-0,7

3,4

1,0

1,7

2,2

2,3

2,4

2,5

консервативный

-0,7

3,4

0,7

1,6

1,8

2,0

2,1

2,3

Реальная заработная плата, %

базовый

2,9

6,9

1,4

1,9

2,5

2,8

2,7

2,9

консервативный

2,9

6,9

1,2

1,8

2,0

2,5

2,4

2,6

Оборот розничной торговли, %

базовый

1,3

2,9

1,7

2,0

2,6

2,6

2,7

2,8

консервативный

1,3

2,9

1,3

1,8

2,2

2,3

2,5

2,7

Экспорт товаров, млрд. долларов США

базовый

353,5

439,4

437,0

435,1

444,5

460,9

482,9

505,5

консервативный

353,5

439,4

407,1

379,0

391,1

408,9

430,4

451,0

Импорт товаров, млрд. долл. США

базовый

238,1

257,7

271,7

289,3

308,7

327,1

346,4

365,4

консервативный

238,1

257,7

260,5

257,7

276,3

294,3

312,8

332,6

 

Источник: расчеты Минэкономразвития России.

 

Структура экономического роста

 

ВВП по источникам доходов

 

С учетом сбалансированных решений в области налоговой политики и обеспечения устойчивого и эффективного функционирования рынка труда, а также комплекса мер, направленных на снижение уровня бедности, структура ВВП по источникам формирования доходов в период до 2024 года будет относительно стабильной. Доля оплаты труда и смешанных доходов будет находиться в диапазоне 48,1-48,6% ВВП, доля валовой прибыли в ВВП будет составлять 40,6-40,9%. В то же время по мере выхода экономики на более высокую траекторию экономического роста и адаптации к принятым налоговым решениям доля налогов в ВВП будет постепенно снижаться.

 

Таблица 2. Структура ВВП по источникам доходов

 

в %

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

100

100

100

Оплата труда

48,1

48,1

48,1

48,4

48,4

48,5

48,5

48,6

Чистые налоги на производство и импорт

10,8

11,1

11,1

11,0

10,8

10,7

10,6

10,5

Валовая прибыль экономики

41,1

40,8

40,8

40,6

40,8

40,9

40,9

40,9

 

ВВП по счету использования

 

При относительно стабильной структуре ВВП по источникам доходов структура ВВП по счету использования в течение 2018 года претерпит существенные изменения. В результате реализации комплекса мер по повышению инвестиционной активности доля валового накопления основного капитала возрастет с 21,0% в 2017 г. до 26,4% в 2024 г.

Изменение структуры расходов при стабильной структуре доходов будет обеспечено следующими структурными сдвигами:

- Структурно более высокой нормой сбережения в экономике, что создаст внутренние долгосрочные ресурсы для финансирования инвестиционной активности;

- Повышением нормы прибыли, направляемой компаниям на финансирование инвестиционной активности, по мере улучшения инвестиционного климата;

- Более активным использованием заемных средств для финансирования инвестиционной активности (в условиях относительно низких и стабильных процентных ставок и перехода от нейтрального к стимулирующему регулированию банковской деятельности в целях стимулирования ипотечного кредитования, проектного финансирования и кредитования малого и среднего предпринимательства);

- Привлечением прямых иностранных инвестиций, создающих основу для расширения производственного потенциала экономики.

Инвестиционный спрос является импортоемким, что обусловит рост импорта товаров темпами, превышающими темпы роста ВВП. В результате доля импорта товаров в ВВП возрастет с 15,1% в 2017 г. до 16,9% в 2024 году. В то же время активный рост экспорта товаров и услуг обусловит сохранение положительного вклада чистого экспорта в темпы роста ВВП.

 

Таблица 3.1. Темпы роста компонентов использования ВВП

 

в % к соотв. периоду предыдущего года

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

1,5

1,8

1,3

2,0

3,1

3,2

3,3

3,3

Расходы на конечное потребление

2,6

1,7

1,4

1,9

2,5

2,6

2,7

2,9

Домашних хозяйств

3,4

2,6

1,6

2,1

2,7

2,7

2,8

2,9

товары

2,8

2,9

1,7

2,0

2,6

2,6

2,7

2,8

услуги

0,6

2,5

1,6

1,9

2,5

2,7

2,8

3,0

натура

2,7

2,4

1,2

1,5

2,1

2,1

2,2

2,3

покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России

46,2

-0,9

1,6

7,7

8,0

7,7

7,8

7,7

импорт

31,1

0,5

2,0

6,4

6,6

6,4

6,5

6,5

экспорт

-0,3

3,9

3,0

2,8

2,6

2,6

2,6

2,4

Государственного управления

0,4

-0,9

1,0

1,5

2,2

2,2

2,5

2,6

Валовое накопление

7,4

0,5

-1,0

3,0

5,4

4,6

4,1

3,5

Основного капитала

4,3

2,9

3,1

7,5

6,9

6,6

6,4

6,1

Чистый экспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспорт

5,1

5,5

4,0

3,5

3,5

4,4

4,6

4,7

товары

3,8

5,1

3,7

3,1

3,2

4,2

4,5

4,6

услуги

12,4

8,0

6,0

5,6

5,3

5,2

5,2

4,9

Импорт

17,4

4,7

3,1

4,7

4,4

4,3

4,2

3,8

товары

16,4

3,7

2,1

4,2

4,0

3,7

3,5

3,0

услуги

19,8

7,3

6,0

6,0

5,4

5,9

5,9

5,7

 

Таблица 3.2. Структура компонентов использования ВВП

 

в %

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Расходы на конечное потребление

70,4

67,2

68,2

68,9

68,7

68,3

67,9

67,5

Домашних хозяйств

52,0

50,1

51,0

51,5

51,5

51,3

51,0

50,7

товары

31,3

30,0

30,5

30,7

30,7

30,5

30,2

30,0

услуги

11,1

10,8

11,1

11,2

11,2

11,2

11,1

11,1

покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России

1,4

1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

1,9

2,0

Государственного управления

18,0

16,8

16,9

17,0

16,9

16,8

16,6

16,4

Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Валовое накопление

23,9

23,2

23,4

24,4

25,5

26,5

27,2

27,9

Основного капитала

21,7

21,3

22,1

23,7

24,7

25,6

26,4

27,2

Изменение запасов материальных оборотных средств

2,2

1,9

1,4

0,7

0,9

0,9

0,9

0,7

Чистый экспорт

5,4

9,2

7,9

6,3

5,3

4,8

4,5

4,2

Экспорт

26,0

30,7

30,6

29,5

28,5

28,0

28,0

28,0

товары

22,4

26,8

26,4

25,1

24,0

23,5

23,4

23,3

услуги

3,7

3,9

4,2

4,4

4,4

4,5

4,6

4,6

Импорт

20,7

21,5

22,7

23,2

23,1

23,2

23,5

23,7

товары

15,1

15,7

16,4

16,7

16,7

16,7

16,9

17,0

услуги

5,6

5,8

6,3

6,5

6,4

6,5

6,6

6,7

Статистическое расхождение

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

 

ВВП по счету производства

 

Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение достижения национальных целей, обусловит значимые сдвиги в структуре производства. В течение прогнозного периода будет возрастать вклад в рост обрабатывающих производств, транспорта, строительства и операций с недвижимым имуществом, деятельности профессиональной, научной и технической. При этом снизится вклад таких видов деятельности как добывающая промышленность, оптовая и розничная торговля.

 

Таблица 4.1. Темпы роста компонентов производства ВВП

 

в % к соотв. периоду предыдущего года

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

1,5

1,8

1,3

2,0

3,1

3,2

3,3

3,3

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

1,2

0,4

0,6

0,9

1,8

2,2

2,5

2,8

Добыча полезных ископаемых

1,4

1,7

2,0

2,0

1,9

1,9

2,0

1,9

Обрабатывающие производства

0,1

3,3

2,6

3,0

3,7

3,7

3,8

4,0

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

0,2

1,7

1,0

1,9

2,4

2,4

2,4

2,3

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

-0,0

-0,8

-0,3

-0,0

0,4

0,4

0,6

0,6

Строительство

0,5

1,3

2,4

6,3

6,0

5,9

5,3

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

3,3

2,4

2,0

2,2

2,6

2,7

2,8

2,9

Транспортировка и хранение

3,6

2,3

2,0

1,8

3,9

2,7

2,8

3,0

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2,1

2,1

-0,2

1,8

4,1

4,5

4,5

4,5

Деятельность в области информации и связи

3,7

2,5

0,6

2,6

4,9

5,5

5,6

5,6

Деятельность финансовая и страховая

1,5

1,0

0,0

1,8

4,4

4,9

5,0

4,9

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

2,4

2,1

0,9

2,7

5,1

5,5

5,5

5,5

Деятельность профессиональная, научная и техническая

0,6

2,7

1,2

4,5

6,7

7,2

7,2

7,1

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

2,6

0,4

-1,1

0,8

3,5

4,0

4,1

4,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

1,0

-1,3

-0,8

1,4

3,8

4,3

4,5

4,5

Образование

-0,1

-0,1

-0,3

1,5

3,8

4,1

4,3

4,3

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

0,5

0,6

0,0

1,7

3,9

4,2

4,4

4,4

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

1,9

-1,7

-1,7

1,0

3,5

4,1

4,2

4,2

Предоставление прочих видов услуг

-0,1

0,9

-0,5

1,6

3,9

4,4

4,4

4,4

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств

-2,0

2,1

-0,3

1,8

4,0

4,4

4,4

4,5

Итого в основных ценах по видам деятельности

1,6

1,7

1,3

2,5

3,7

3,8

3,9

3,9

Чистые налоги на продукты и импорт

1,4

3,1

1,7

-1,9

-2,3

-2,6

-2,5

-2,4

Промышленность

2,1

3,0

2,4

2,7

3,1

3,1

3,2

3,3

 

Таблица 4.2. Структура компонентов производства ВВП

 

в %

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

4,0

3,7

3,7

3,7

3,6

3,5

3,5

3,5

Добыча полезных ископаемых

9,4

10,8

11,0

11,0

10,7

10,5

10,4

10,2

Обрабатывающие производства

11,9

12,3

12,5

12,7

12,7

12,7

12,7

12,8

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

2,6

2,5

2,6

2,6

2,6

2,5

2,5

2,5

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,4

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Строительство

5,7

5,6

5,8

6,2

6,5

6,8

7,0

7,1

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

13,0

12,5

12,6

12,7

12,6

12,4

12,3

12,1

Транспортировка и хранение

6,3

6,2

6,3

6,4

6,5

6,5

6,4

6,4

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

Деятельность в области информации и связи

2,1

2,2

2,1

2,1

2,1

2,1

2,2

2,2

Деятельность финансовая и страховая

3,8

3,9

3,8

3,8

3,9

4,0

4,1

4,1

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

8,9

8,7

8,6

8,4

8,5

8,5

8,6

8,6

Деятельность профессиональная, научная и техническая

4,3

4,5

4,4

4,4

4,5

4,6

4,8

4,9

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

2,3

2,4

2,3

2,2

2,2

2,2

2,2

2,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

7,1

6,5

6,2

6,0

6,0

5,9

5,9

5,9

Образование

2,3

2,2

2,1

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

3,3

3,1

3,1

3,0

3,1

3,1

3,1

3,1

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

0,8

0,8

0,8

0,7

0,8

0,8

0,8

0,8

Предоставление прочих видов услуг

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Итого в основных ценах по видам деятельности

90,2

89,9

89,9

90,0

90,2

90,3

90,4

90,5

Чистые налоги на продукты и импорт

9,8

10,1

10,1

10,0

9,8

9,7

9,6

9,5

Промышленность

27,9

29,3

29,8

29,9

29,5

29,3

29,1

28,9

 

Обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов

 

Направления развития Российской Федерации, национальные цели и ключевые приоритеты на период до 2024 года определены Указом.

 

A) Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения

 

Достижение поставленной цели будет обеспечиваться мероприятиями, направленными на повышение уровня рождаемости, на снижение уровня смертности в России и на рост продолжительности здоровой жизни.

Так, в целях создания комфортных условий для рождения детей предусмотрен комплекс мер по дополнительной материальной поддержке семей при рождении ребенка, включая дополнительные механизмы использования материнского капитала, совершенствование механизмов защиты материнства и детства, повышение качества жизни семей с детьми.

Важным условием при принятии решения о рождении ребенка является возможность для женщин продолжения трудовой деятельности. В этой связи Правительством Российской Федерации будет реализован комплекс мер по созданию таких условий, в том числе к 2021 г. будет обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Во-вторых, будет обеспечено улучшение качества жизни населения путем повышения комфортности и качества городской среды, улучшения экологической обстановки. В-третьих, будет осуществляться мотивация населения к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом, и будут создаваться для этого необходимые условия.

 

Б) Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году до 80 лет)

 

Подход к снижению уровня смертности населения также будет комплексным. Во-первых, усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на повышение качества здравоохранения посредством, в том числе, внедрения в практику современных медицинских технологий, эффективных механизмов профилактики и раннего выявления заболеваний, повышения эффективности работы первичного звена здравоохранения, ликвидации кадрового дефицита и совершенствования системы медицинского образования. В совокупности указанный комплекс мер позволит снизить к 2024 году смертность от болезней кровообращения на 20%, смертность населения в трудоспособном возрасте на 20% и более.

Достижение взаимосвязанных целей обеспечения устойчивого естественного прироста населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни будет осуществляться в рамках реализации национальных проектов (программ) по направлениям: демография, здравоохранение, экология, жилье и городская среда.

 

B) Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции

 

Основными источниками достижения поставленных целей станет устойчивый экономический рост, основанный прежде всего на расширении производственного потенциала экономики и увеличении производительности труда. При этом эффективный рынок труда будет обеспечивать рост оплаты труда в реальном выражении на уровне не ниже темпов роста производительности труда.

Важную роль в повышении реальных доходов граждан будет играть ускоренное социально-экономическое развитие регионов, прежде всего сельских территорий, кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, обеспечение благоприятных условий деятельности для самозанятых граждан, содействие росту правовой и финансовой грамотности населения, а также ежегодное установление минимального размера оплаты труда на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Росту реальных доходов граждан будет способствовать индексация социальных выплат, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, а также целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми.

В целях повышения доходов семей с детьми будет осуществляться содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, а также инвалидов и лиц старшего поколения).

Устойчивый рост доходов населения в совокупности с мерами по повышению инклюзивности экономического роста, совершенствованием пенсионной системы обеспечат значительный рост уровня благосостояния граждан.

 

Г) Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации

 

Основу для снижения уровня бедности населения создает экономический рост, сопровождаемый мерами Правительства Российской Федерации по повышению его инклюзивности. Важными шагами в этом направлении стало уже реализованное решение по доведению минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Также важную роль в этом контексте будут играть меры по целевой поддержке нуждающихся семей с детьми в рамках национального проекта "Демография".

 

Д) Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно

 

Основу для улучшения жилищных условий населения будет создавать увеличение предложения не менее чем до 120 млн. кв. м. жилья ежегодно (что также будет создавать предпосылки для увеличения его доступности для населения). В рамках национального проекта "Жилье и городская среда" будут внедрены механизмы обеспечения доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8%, достигнуто кардинальное повышение комфортности городской среды и сокращение вдвое количества городов с неблагоприятной средой, повышение индекса качества городской среды в Российской Федерации на 30%.

Будет осуществлена модернизация строительной отрасли, расширены механизмы финансирования и государственной поддержки жилищного строительства, обеспечено устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.

 

Е) Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа

 

Ускорение технологического развития Российской Федерации будет достигнуто за счет стимулирования повышения инновационной активности бизнеса и развития быстрорастущих высокотехнологичных компаний, комплексного развития инновационной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.

Будет совершенствоваться система технического регулирования, включая внесение изменений в действующие нормы, регламенты и стандарты в целях снятия барьеров и стимулирования внедрения инновационных технологий и продуктов, поддержку быстрорастущих высокотехнологических рынков в рамках реализации Национальной технологической инициативы, реализацию стратегий цифровой трансформации крупнейших компаний с государственным участием.

Для повышения инновационной активности организаций будут сформированы "технологические коридоры" по ускоренному внедрению инноваций; осуществлены меры налогового стимулирования к внедрению технологических инноваций; реализованы программы инновационного развития и стратегий цифровой трансформации ведущих компаний с государственным участием; обеспечено содействие развитию инжиниринговых компаний; реализованы масштабные программы дополнительного образования в области технологического менеджмента и управления инновационным развитием.

В целях развития инновационной инфраструктуры, инновационных научно-технологических центров и инновационных территориальных кластеров будет обеспечена поддержка запуска и реализации региональных программ инновационного и научно-технологического развития.

В результате количество организаций, осуществляющих технологические инновации, будет увеличено до 50% от их общего числа, не менее чем вдвое увеличится доля инновационной продукции в объеме производства предприятий несырьевых отраслей промышленности, при этом вклад цифровой экономики в общий ежегодный рост ВВП Российской Федерации составит до 30%.

Достижение указанных целей будет обеспечено в рамках реализации национальных проектов (программ) "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Повышение производительности труда и поддержка занятости", а также федерального проекта "Технологическое лидерство".

 

Ж) Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере

 

Наиболее значимый вклад в цифровую трансформацию экономики внесет реализация национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Условия для внедрения цифровых технологий во всех сферах будут обеспечиваться, в частности, посредством создания системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере. Будут реализованы меры по внедрению технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках цифровой трансформации социальной сферы будет обеспечено создание цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов.

 

З) Вхождение Российской Федерации в число крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов

 

В кратко- и среднесрочной перспективе основными источниками экономического роста станут увеличение инвестиций в основной капитал (инвестиционно-ориентированное развитие), а также рост производительности труда (как "автономной" - за счет оптимизации производственных, логистических и других бизнес-процессов, так и за счет технологического развития).

Мероприятия, направленные на повышение производительности труда, будут реализованы в рамках национальной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости".

Одновременно Правительством Российской Федерации совместно с Банком России будет реализован План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. Указанный План предполагает как создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора, так и перераспределение расходов федерального бюджета в пользу реализации инвестиционных проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов. Первое будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контроля и надзора), а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике. Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения), а также переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему (с точки зрения проектного кредитования, кредитования малого и среднего предпринимательства и ипотечного кредитования.

Выход на новую траекторию роста позволит России постепенно нарастить свою долю в мировой экономике и выйти на пятое место по размеру ВВП по ППС среди крупнейших экономик, оказаться выше основных конкурентов - Германии и Индонезии.

В более долгосрочной перспективе все больший вклад в рост начнет вносить человеческий капитал, что будет во многом обусловлено реализованными мерами в области социальной политики, образования и здравоохранения.

 

И) Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами

 

Предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры, направленные на ускорение экономического роста, будут способствовать формированию конкурентоспособных производств как за счет повышения производительности труда, так и за счет технического перевооружения, а также повышения квалификации персонала. Одновременно в целях повышения мировой конкурентоспособности отечественных производств и расширения рынков сбыта отечественной продукции, Правительством Российской Федерации будет обеспечиваться разносторонняя поддержка экспортной деятельности.

В целях поддержки экспорта будут сокращены административные процедуры и барьеры в сфере международной торговли, включая избыточные требования при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля; создана гибкая линейка финансовых инструментов поддержки экспорта, включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки; устранены логистические ограничения при экспорте товаров; создана единая система институтов продвижения экспорта.

В результате реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" будет обеспечено увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 250 млрд. долларов США.

 

Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе

 

Системные изменения в регулировании тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора

 

Долгосрочными целями государственного регулирования инфраструктурных отраслей остаются: устойчивое функционирование и технологическое обновление инфраструктуры, повышение ее эффективности, снижение на этой основе энергоемкости ВВП, создание условий для привлечения инвестиций в инфраструктурный сектор.

Для достижения этих целей в прогнозный период будет продолжена реализация долгосрочного подхода и обеспечен переход на метод сравнения аналогов (эталонных расходов) в сфере регулирования тарифов на услуги коммунальной и энергетической инфраструктуры. При этом сохранится тарифная политика, ограничивающая рост регулируемых тарифов и цен компаний инфраструктурного сектора уровнем прогнозной инфляции.

В целях законодательного закрепления реализуемых подходов и методов регулирования будут внесены системные изменения в основы государственного регулирования цен (тарифов), предусматривающие, в том числе, сохранение и усиление в качестве базовых принципов государственного регулирования тарифов принципа соблюдения баланса экономических интересов инфраструктурных компаний и потребителей, наряду с принципом экономической обоснованности тарифов. Вместе с тем будет уточнено определение экономически обоснованного уровня расходов адекватно целям технологического обновления и роста эффективности инфраструктурного сектора.

Помимо отмеченного, системные изменения в сфере государственного регулирования тарифов будут осуществляться по следующим основным направлениям, реализуемым в разрабатываемом проекте федерального закона:

- Стимулирование увеличения доли реализации товаров и услуг через механизм долгосрочных контрактов между поставщиками (регулируемыми организациями) и потребителями, развитие механизмов хеджирования цен и тарифов;

- Развитие механизмов привязки инвестиций регулируемых организаций к параметрам качества и рискам изменения спроса на производимые ими товары и услуги;

- Обеспечение целевого порядка установления цен (тарифов) на соответствующие товары (услуги), исключающего возможность межсекторального субсидирования;

- Обязательный комплексный аудит расходов субъектов естественных монополий (крупных инфраструктурных компаний), имеющих общесистемное значение и функционирующих на большей части территории Российской Федерации, на предмет определения потенциала сокращения операционных расходов и роста эффективности;

- Установление гарантии сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности;

- Учет в регулируемых ценах (тарифах) нормативной прибыли и расходов на выплату дивидендов акционерам регулируемых компаний с привязкой к достижению ключевых параметров эффективности регулируемой деятельности;

- Стандартизация механизмов контроля целевого использования инвестиционных ресурсов на обновление и модернизацию основных средств;

- Оптимизация доступа и определения размера платы за подключение к инфраструктуре на основе учета степени загрузки инфраструктуры, включения механизмов взаимной экономической ответственности (потребителей - за использование резервируемой инфраструктурной мощности, а инфраструктурных компаний - за соблюдение установленных сроков, порядка подключения и размеров платы).

Переход на новую систему государственного регулирования цен (тарифов) в полной мере может быть осуществлен с 2020 года.

 

Регулируемые цены и тарифы в сфере газоснабжения

 

Изменение регулируемых цен на газ влияет на динамику потребительских цен как прямо - через конечное потребление населением и бюджетной сферой, так и косвенно - через рост стоимости электрической и тепловой энергии. В целях сдерживания влияния данного фактора на инфляцию индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, включая население (без учета НДС), в 2019 г. составит 1,4%, в 2020 - 2024 гг. рост указанных цен не превысит 3%.

В целях предотвращения дисбалансов на рынке газа в прогнозном периоде необходимо индексировать тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа темпами, не превышающими динамику индексации оптовых цен на газ.

Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям в целом по стране будет осуществляться темпами не выше инфляции и также будет ограничена уровнем оптовых цен на газ.

 

Цены и тарифы в электроэнергетике

 

Рост регулируемых тарифов сетевых организаций для потребителей кроме населения в среднем по стране в период 2019-2024 гг. составит не более 3,0% ежегодно. Размер индексации тарифов сетевых организаций для населения на 2019 год в среднем по Российской Федерации составит 3,3% (без учета НДС).

В целях снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе тарифы сетевых организаций для населения в 2020-2024 годах будут индексироваться по 5% ежегодно.

Динамика цен для конечных потребителей на розничном рынке в прогнозный период будет обусловлена, помимо роста регулируемых тарифов сетевых организаций, динамикой нерегулируемых цен на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Темп роста нерегулируемых цен на оптовом рынке в 2018 году составит 7,0% (обусловлено вводами 4-го энергоблока Ростовской АЭС и ряда объектов ДПМ ВИЭ суммарной установленной мощностью 741 МВт, ростом цены КОМ и РСВ, увеличением надбавки на доведение цен (тарифов) на Дальнем Востоке до среднероссийских, вводом новых генерирующих мощностей в Калининградской области). В 2019 рост данного показателя составит 11,0% (обусловлено вводами 1-го энергоблока Ленинградской АЭС-2, 2-го энергоблока Нововоронежской АЭС-2, второй очереди Зарамагских ГЭС и ряда объектов ДПМ ВИЭ суммарной установленной мощностью 867 МВт, ростом цены РСВ). В 2020 и 2021 годах рост цен не превысит общий уровень инфляции и составит 3,0% и 3,9% соответственно. В среднем за 2022-2024 годы рост нерегулируемой цены на оптовом рынке составит не более 3,0% ежегодно.

 

Цены и тарифы в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

 

В сфере теплоснабжения будет осуществляться поэтапный переход на новую модель рынка тепловой энергии (с согласия глав регионов и муниципалитетов), предусмотренный принятыми в 2017 году изменениями в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Внедрение метода ценообразования по принципу "альтернативной котельной" позволит перейти на конкурентное ценообразование на тепловую энергию в ряде регионов, в которых имеются соответствующие объективные условия для формирования ценовых (конкурентных) зон. В регионах, не имеющих таких условий, к 2020 г. будет осуществлен переход на эталонный метод регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию.

В сфере водоснабжения и водоотведения в 2018-2019 годах будет осуществлен переход на эталонный метод регулирования тарифов на основе сравнительного анализа расходов организаций, оказывающих соответствующие услуги. Это позволит более чем в 2 раза сократить имеющуюся необоснованную дифференциацию в уровне тарифов для организаций водоснабжения и водоотведения, функционирующих в сопоставимых условиях.

Рост платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году прогнозируется на уровне 2,4% (без учета НДС), в период 2020-2024 годов не более 4% ежегодно.

 

Тарифы на железнодорожные перевозки

 

В прогнозный период индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования будет осуществляться в соответствии с порядком, определенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р. С учетом этого в 2019 году индексация составит 3,5%, в 2020 г. - 3,6%, в 2021 г. - 3,9%, в 2022 г. - 3,8%, в 2023 и 2024 г. - 3,9%.

При этом в базе индексации сохранятся установленные ранее целевые надбавки к тарифам: по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в размере 2% и по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации, в размере 1,44%.

Индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) в 2018 году не проводилась в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. В 2019-2024 годах указанная индексация будет соответствовать темпам изменения тарифов на грузовые перевозки (без учета НДС). Данный ориентир установлен исходя из того, что основной входящей составляющей расходов для пассажирских перевозчиков является плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая индексируется в соответствии с параметрами роста тарифов на грузовые перевозки.

 

Морской транспорт

 

В настоящее время сохраняется государственное ценовое регулирование на ряд услуг, оказываемых в морских портах Российской Федерации (портовые сборы). В отношении данных услуг рост тарифов не превысит значения прогнозного уровня цен и составит в 2019 году - 4,5%, в 2020 году - 3,3% и в 2021-2024 годах - 3,9%.

 

Демографическая ситуация

 

В России сформировался устойчивый тренд на снижение численности населения в возрасте 15-64 лет, что вызвано выбытием из этого возрастного диапазона многочисленного послевоенного поколения и притоком малочисленного поколения людей, рожденных в нестабильные 90-е годы. Еще одной серьезной демографической проблемой является высокий уровень смертности в экономически активных возрастах.

 

 

 

Кроме того, негативное влияние на долгосрочную демографическую ситуацию оказывает сокращение числа женщин ранне- и средне-репродуктивного возраста (20-34 года), а также тенденция к откладыванию рождения первого ребенка на более поздний период.

Государственная демографическая политика в среднесрочной перспективе будет нацелена на достижение ориентиров, установленных Указом, включающих рост рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения.

Основным инструментом для достижения целевых ориентиров будет являться реализация государственных программ "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан", а также разрабатываемых в настоящее время национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".

В части поддержки рождаемости в среднесрочной перспективе предусматривается:

- Внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, предусматривающего адресную поддержку всех нуждающихся семей при рождении первых, вторых, третьих и последующих детей, включая реализацию, мониторинг, оценку результативности и совершенствование указанных мер;

- Создание условий для осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей, включая достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

- Разработка специальных мер стимулирования рождаемости в субъектах Российской Федерации с низкими показателями рождаемости;

- Формирование дополнительных возможностей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации родителей в период отпуска по уходу за ребенком;

- Повышение доступности жилья семьям с детьми, а также предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка.

На увеличения продолжительности жизни и снижение смертности, будут направлены мероприятия:

- По сокращению возрастных коэффициентов смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста;

- По снижению смертности от болезней системы кровообращения, смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, младенческой смертности, смертности в результате дорожно-транспортных происшествий;

- По поддержке и повышению качества жизни граждан старшего поколения, включая меры по продлению активного долголетия, созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, ликвидации очереди в стационарные организации социального обслуживания и обеспечению безопасных и комфортных условий предоставления услуг в сфере социального обслуживания.

 

 

В целях привлечения и закрепления на территории Российской Федерации высококвалифицированных рабочих кадров планируется:

- Упрощение порядка предоставления гражданства Российской Федерации зарубежным ученым, молодым и перспективным исследователям и специалистам, которые желают проживать в Российской Федерации и интегрироваться в российское общество;

- Формирование условий для получения иностранными гражданами вида на жительство в Российской Федерации на основании балльной системы оценки личностных, образовательных и профессиональных качеств мигранта, соответствующих потребностям рынка труда и демографической ситуации, минуя стадию получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

- Повышение эффективности реализации мероприятий Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

- Расширение полномочий субъектов Российской Федерации права по отбору и предоставлению возможности временного проживания и в целях закрепления на территории Российской Федерации иностранных граждан, имеющих устойчивую связь с определенным регионом и представляющих для него интерес.

Указанные мероприятия направлены на обеспечение уже в среднесрочной перспективе роста численности населения Российской Федерации.

 

Рынок труда, доходы и потребление населения

 

Состояние рынка труда в среднесрочной перспективе в большей степени будет определяться мерами, направленными на нивелирование негативного влияния демографических тенденций, вызывающих нехватку рабочей силы.

В условиях дальнейшего развития и модернизации экономики среди основных задач Правительства Российской Федерации будет создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы, обновления структуры занятости и снижения уровня естественной безработицы.

С целью вовлечения отдельных категорий граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, будут реализовываться:

- Национальный проект "Демография", реализация которого позволит обеспечить к 2024 году, в том числе, создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

- Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года а также план мероприятий по реализации ее первого этапа в 2016-2020 годах, направленные на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста;

- План по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы;

- Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы.

Поддержку рынку труда в 2019-2024 годах окажет расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста, а также проведение активных мер миграционной политики, как следствие, привлечение иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.

Численность рабочей силы в 2018-2024 годах будет постепенно увеличивается с 75,8 млн. человек до 76,3 млн. человек в 2024 году.

Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате повышение пенсионного возраста не приведет к росту безработицы, напротив тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,6% в 2023-2024 годах.

В этих условиях рост заработной платы во внебюджетном секторе экономики в целом будет определяться динамикой производительности труда.

В части оплаты труда в бюджетном секторе в 2019-2024 годах для отдельных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах Президента Российской Федерации. Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение ежегодной индексации на уровень инфляции.

Вместе с тем, учитывая, что в текущем году динамика заработной платы демонстрирует ускоренный рост, что связано в первую очередь с достижением в 2018 году целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, индексацией заработной платы прочим категориям работников бюджетной сферы с 1 января 2018 г. на 4%, а также доведением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, после пикового роста в 2018 году на 6,9% в 2019 году ожидается замедление роста реальной заработной платы до 1,4% с дальнейшим ускорением в 2020-2024 годах.

В области пенсионного обеспечения предусмотрено с 2019 года поэтапное повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет.

Данная мера первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. При этом граждане, которые должны были выйти на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, будут иметь право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Реализация данной меры позволит направить дополнительные средства на ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции, что соответствует задаче, установленной Указом, а также создать условия для адаптации пенсионной системы к меняющимся демографическим условиям, включая дальнейшее увеличение продолжительности жизни.

В результате ожидается, что в целом за 2018-2024 годы средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров может увеличиться более, чем в 1,4 раза.

Росту качества жизни населения и снижению уровня бедности в среднесрочной перспективе будут также способствовать:

- Совершенствование механизмов адресной социальной защиты и системы социального обслуживания граждан;

- Предоставление гражданам пособий, выплат и других мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством;

- Ежегодная индексация социальных выплат с 1 февраля соответствующего года с учетом уровня инфляции;

- Развитие практики применения социального контракта, предусматривающего взаимные обязательства государства и получателей социальной помощи.

За счет устойчивого роста наиболее весомых доходных компонент (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) уже в текущем году реальные располагаемые доходы населения выйдут в положительную область и продолжат динамично расти на протяжении всего прогнозного периода.

В этих условиях в текущем году увеличение оборота розничной торговли может составить 2,9%, что обусловлено пиковым ростом заработной платы. В 2019 году рост розничного товарооборота несколько замедлится (до 1,7%), что будет частично вызвано адаптацией потребления населения к повышению НДС и, как следствие, некоторому удорожанию отдельных видов продукции. В дальнейшем ожидается достаточно равномерный рост розничного товарооборота на уровне 2,0-2,8% в 2020-2024 годах. В целом за 2018-2024 годы оборот розничной торговли вырастет на 19%.

 

 

 

Врезка: О влиянии повышения пенсионного возраста на рынок труда

 

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года учтено, начиная с 2019 года, поэтапное повышение пенсионного возраста по году в год для мужчин до 65 лет и для женщин до 60 лет.

В 2019-2022 годах мужчины (1959-1960 г.р.) и женщины (1964-1965 г.р.) будут иметь право выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Соответственно:

- Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2019-2020 годах (в возрасте, соответственно, 60,5 года и 55,5 лет);

- Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2021-2022 годах (в возрасте, соответственно, 61,5 года и 56,5 лет);

- Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);

- Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);

- Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет).

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации эффект от повышения пенсионного возраста отражен в первую очередь на рынке труда. Так, в прогнозном периоде в течение всего переходного периода предполагается наращивание уровня участия в рабочей силе в тех возрастных категориях, которым в соответствии с графиком переходных положений будет повышен пенсионный возраст.

Пример: в расчетах экономическая активность мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. (учитывается право их выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста) на конец 2019 года - начало 2020 года сохраняется на уровне экономической активности возрастных групп 55-59 лет (для мужчин) и 50-54 года (для женщин), в то время как в условиях сохранения действующего пенсионного возраста произошло бы ее снижение.

 

Уровень участия в рабочей силе

 

в % к численности населения в соответствующей группе

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Мужчины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(55-59) лет

79,6

79,6

79,3

80,7

80,7

80,7

80,7

81,2

81,7

82,2

(60-72) года

29,0

28,1

27,5

27,3

29,0

32,3

35,1

37,5

41,0

43,1

Женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(50-54) года

86,3

85,6

86,1

87,2

87,2

87,2

87,2

87,3

87,3

87,3

(55-59) лет

54,8

53,9

53,7

55,1

56,5

59,5

62,5

65,7

70,6

74,2

 

Основным эффектом от повышения пенсионного возраста станет сокращение дефицита на рынке труда, вызванного демографическими ограничениями. По оценке Минэкономразвития России, дополнительная рабочая сила, которая останется на рынке труда при реализации указанной меры, в основном сохранит статус занятого населения (прирост занятых в 2019 г. - 137,2 тыс. человек, 2024 г. - 1,8 млн. человек), дополнительный вклад которого за период 2019-2024 годов в экономический рост оценивается на уровне 1,3 п.п. (0,2-0,3 п.п. в год).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Представлен прогноз социально-экономического развития страны на ближайшую пятилетку.

Ожидается, что обменный курс рубля вернется к уровню 64-65 руб. за доллар США. Инфляция сохранится на уровне целевого ориентира 4%. Темпы экономического роста в 2020 г. составят 2%, а с 2021 г. превысят 3%.

Минэкономразвития России разработало консервативный сценарий исходя из существенного замедления темпов роста мировой экономики, прежде всего китайской. Несмотря на жесткие внешнеэкономические условия, будут достигнуты такие национальные цели развития российской экономики, как:

- естественный рост численности населения;

- повышение продолжительности жизни;

- рост реальных доходов граждан и снижение уровня бедности;

- ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей;

- ускоренное технологическое развитие и внедрение цифровых технологий.


Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года


Текст информации официально опубликован не был