Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 30 ноября 2021 г. N 3.5-04/2149
по проекту федерального закона N 1258296-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
Параметры бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) сформированы на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (базовый вариант), подготовленного Минэкономразвития России, в том числе:
- фонда заработной платы в 2022 году - 31 699 млрд рублей, в 2023 году - 33 905 млрд рублей, в 2024 году - 36 235 млрд рублей;
- номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в 2022 году - 59 976 рублей, в 2023 году - 63 883 рубля, в 2024 году - 68 085 рублей;
- индекса потребительских цен (к декабрю) в 2021 году - 105,8%, в 2022-2024 годах - 104,%;
- прогноза рождаемости в 2022 году - 1 372,9 тыс. человек, в 2023 году - 1 385,5 тыс. человек, в 2024 году - 1 399,2 тыс. человек;
- величины прожиточного минимума пенсионера в 2021 году - 10 022 рубля, в 2022 году - 10 277 рублей, в 2023 году - 11 293 рубля, в 2024 году - 12 107 рублей.
При этом отмечается, что при обсуждении в Государственной Думе во втором чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" были рассмотрены и приняты внесенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поправки к нему, предусматривающие увеличение с 1 января 2022 года на 8,6% величин МРОТ и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для пенсионеров величина прожиточного минимума определена в сумме 10 882 рубля. Повышение размеров указанных величин повлечет увеличение некоторых социальных выплат и пособий, в числе которых социальные выплаты семьям, имеющих детей, а также региональные социальные доплаты к пенсии.
Бюджет Фонда сформирован по доходам на 2022 год в сумме 10 032,5 млрд рублей (110,2% к утвержденному уровню 2021 года), на 2023 год - 10 592 млрд рублей (105,8%), на 2024 год - 11 074,7 млрд рублей (104,8%), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии на 2022 год в сумме 9 961,8 млрд рублей, на 2023 год - 10 520,5 млрд рублей, на 2024 год - 11 001,7 млрд рублей. На накопительную составляющую бюджета Фонда запланировано поступление доходов на 2022 год в сумме 70,6 млрд рублей, на 2023 год - 71,5 млрд рублей, на 2024 год - 73 млрд рублей.
Расходы бюджета Фонда запланированы на 2022 год в сумме 10 154,9 млрд рублей (105,8% к утвержденному уровню 2021 года), на 2023 год - 10 573,8 млрд рублей (104,6%), на 2024 год - 11 167,4 млрд рублей (106,2%), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии на 2022 год в сумме 10 110,5 млрд рублей, на 2023 год - 10 528,5 млрд рублей, на 2024 год - 11 120,8 млрд рублей. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда предусмотрены на 2022 год в сумме 44,4 млрд рублей, на 2023 год - 45,4 млрд рублей, на 2024 год - 46,6 млрд рублей.
Бюджет Фонда на 2022 - 2024 годы прогнозируется в целом с дефицитом. Так, планируется дефицит в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в 2022 году - 148,7 млрд рублей, в 2023 году - 8 млрд рублей, в 2024 году - 119,2 млрд рублей и профицит в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в 2022 году - 40.4 млрд рублей, в 2023 году - 26,1 млрд рублей, в 2024 году - 26.5 млрд рублей.
Увеличение доходов бюджета Фонда обусловлено в основном увеличением поступлений страховых взносов, что связано с повышением фонда заработной платы.
Основную долю в доходах бюджета Фонда составляют поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, размер которых составляет на 2022 год 6 054,4 млрд рублей (111,8% к утвержденному уровню 2021 года), на 2023 год - 6 475,8 млрд рублей (112,6%), на 2024 год - 6 921,4 млрд рублей (112,5%).
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда запланирован на 2022 год в сумме 3 630,8 млрд рублей (108,5% к утвержденному уровню 2021 года), на 2023 год - 3 750,4 млрд рублей (96,2%), на 2024 год - 3 771,8 млрд рублей (93,7%).
Для отдельных категорий плательщиков (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Начиная с 2024 года для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной продукции, применены тарифы страховых взносов, установленные для основной категории налогоплательщиков.
В 2022 - 2024 годах поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы из тарифа в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов, а расчет произведен в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России по фонду заработной платы работников организаций. С 2022 года предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена с учетом ежегодной индексации с 1 января на темп роста среднемесячной заработной платы работников организаций в Российской Федерации. С учетом этого предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала расчетного периода составит в 2022 году 1,6 млн рублей, в 2023 году - 1,7 млн рублей, в 2024 году - 1,8 млн рублей.
В связи с уменьшением численности получателей выплат, увеличением поступлений страховых взносов, а также использованием остатков средств бюджета Фонда в 2022 году по сравнению с 2021 годом отмечается уменьшение объемов межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхование, размер которых составит 416,6 млрд рублей (97,4% к утвержденному уровню 2021 года), в 2023 году - 317,2 млрд рублей (38,2%), в 2024 году - 107,2 млрд рублей (13,8%).
Размер страхового взноса в фиксированном размере для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), за расчетный период 2022 года предусмотрен в сумме 34 445 рублей, на 2023 - 2024 годы - 36 723 рубля ежегодно.
Бюджетом Фонда предусмотрена положительная динамика увеличения доходов от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию на 2022 год в сумме 10,5 млрд рублей (126,5% к утвержденному уровню 2021 года), на 2023 год - 10,9 млрд рублей (143,4%), на 2024 год - 11,3 млрд рублей (151,7%).
Мораторий на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии при формировании доходной части бюджета Фонда сохраняется на весь период. Следует отметить, что продление с 2014 года моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не решает вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования и лишь откладывает принятие Правительством Российской Федерации решения о добровольном характере формирования накопительной пенсии застрахованными лицами.
Продолжается динамика сокращения численности пенсионеров в течение 2022 года с 42,6 млн человек до 42,3 млн человек или на 0,3 млн человек.
Расходные обязательства на выплату страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии определяются с учетом ежегодной индексации с 1 января: в 2022 году - 5,9% (в 2021 году индексация составляла 6,3%), в 2023 году - 5,6%, в 2024 году - 5,5%.
В объеме расходов Фонда на страховые пенсии учтено сохранение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности при выезде получателей из сельской местности.
Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению определена с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (2022 год - 7,7%, 2023 год - 2,5%, 2024 год - 9,9%). При этом в 2023 году индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (2,5%) ниже прогнозного уровня инфляции (4%).
Отмечается, что в 2022 - 2024 годах предусмотрены объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Фонда в связи с передачей Фонду следующих полномочий:
- на осуществление выплаты ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в 2022 году - 21,5 млрд рублей, в 2023 году - 24,7 млрд рублей, в 2024 году - 26,8 млрд рублей. Увеличение объемов указанных средств обусловлено уточнением численности получателей и индексацией пособий;
- на осуществление выплаты ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет включительно семьям с единственным родителем или родителем таких детей, в отношении которых предусмотрена уплата алиментов, в 2022 году - 76,4 млрд рублей, в 2023 году - 86,3 млрд рублей, в 2024 году - 95,1 млрд рублей. Динамика увеличения объема указанных средств связана с увеличением прогнозной численности количества получателей пособий, а также с увеличением размера прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации;
- на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) в 2022 году - 85,4 млрд рублей, в 2023 году - 88,8 млрд рублей, в 2024 году - 92,3 млрд рублей;
- на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, в 2022 году - 1,4 млрд рублей, в 2023 году - 1,5 млрд рублей, в 2024 году - 1,6 млрд рублей;
- на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в 2022 - 2023 годах - 0,7 млрд рублей ежегодно, в 2024 году - 0,8 млрд рублей.
Также с 2022 года в бюджете Фонда предусмотрены расходы на осуществление выплат инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которые осуществляются за счет средств федерального бюджета и запланированы в 2022 - 2024 годах в сумме 39,6 млн. рублей ежегодно.
С 2022 года на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа военнослужащих и членов их семей и граждан, подвергшихся воздействию радиации, в бюджете Фонда запланированы расходы в 2022 году в сумме 31,8 млрд рублей, в 2023 году - 32,4 млрд рублей, в 2024 году - 32,9 млрд рублей.
В расходах на пенсионное обеспечение учтено увеличение размеров пенсий космонавтов в связи с перерасчетом установленных должностных окладов с 1 января 2020 года.
За счет средств Фонда запланированы расходы на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере в ходе реализации мероприятий модели "Социальное казначейство", объем которых в 2022 году составит 3 млрд рублей, в 2023 году - 3,5 млрд рублей, в 2024 году - 4,4 млрд рублей. Отмечается, что "Социальное казначейство" является моделью предоставления мер социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы. Применение указанной модели направлено на более эффективное осуществление указанными органами полномочий по установлению конкретных мер социальной поддержки граждан и снижение материальных затрат при их предоставлении.
Расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда, на федеральную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, запланированы в 2022 году в сумме 77 млрд рублей (в 2021 году - 87,4 млрд рублей), в 2023 году -88,9 млрд рублей, в 2024 году -105,5 млрд рублей. Прогнозный средний размер доплаты составит в 2022 году 2 083 рубля, в 2023 году -2 355 рублей, в 2024 году -2 683 рубля. В 2022 году указанная доплата будет осуществляться в 53 субъектах Российской Федерации.
Расходы Фонда на валоризацию расчетного пенсионного капитала предусмотрены в 2022 году в сумме 712,5 млрд рублей (в 2021 году - 705,6 млрд рублей), в 2023 году - 708,5 млрд рублей, в 2024 году - 721,4 млрд рублей.
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала (далее - МСК), которые определены с учетом численности родившихся первых и последующих детей, составят в 2022 году 443,1 млрд рублей, в 2023 году - 549,6 млрд рублей, в 2024 году - 620,4 млрд рублей. Отмечается, что в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совещания 28 сентября 2021 года по экономическим вопросам с 2022 года МСК подлежит индексации на величину фактической инфляции.
Объем средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию на начало 2022 года запланирован в размере 186,7 млрд рублей (на начало 2021 года - 169,4 млрд рублей), на начало 2023 года -203,5 млрд рублей, на начало 2024 года - 221,1 млрд рублей.
Общий объем расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов на 2022 год предусмотрен в сумме 125,4 млрд рублей (в 2021 году - 124,3 млрд рублей), в 2023 году -129,1 млрд рублей, в 2024 году - 133 млрд рублей.
При обсуждении в Государственной Думе во втором чтении проекта федерального закона были рассмотрены и приняты внесенные Правительством Российской Федерации поправки к нему, согласно которым предусмотрено сокращение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в следующих суммах: в 2022 году - 250,7 млн рублей, в 2023 году - 587,9 млн рублей, в 2024 году - 687,3 млн рублей. Высвободившиеся средства в указанных объемах будут направлены на осуществление Фондом социального обеспечения и иных выплат населению.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.