Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении в собственность земельных участков под жилыми домами и продлении дачной амнистии) внесенному сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении в собственность земельных участков под жилыми домами и продлении дачной амнистии) внесенному сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, Законопроект направлен на комплексное упрощение порядка оформления гражданами своих прав на жилую недвижимость. В этой связи Законопроектом предлагается:
- продлить до 1 марта 2031 года срок действия т.н. "дачной амнистии", в соответствии с которой допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не будет требоваться;
- урегулировать вопрос безвозмездного предоставления на праве собственности земельных участков, на которых расположены жилые дома, находящиеся в общей долевой собственности. В этой связи Законопроектом предлагается установить правило, что если жилой дом находится в долевой собственности, а иные участники долевой собственности не относятся к лицам, имеющим право на безвозмездное получение земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в собственность, то указанный земельный участок предоставляется в общую долевую собственность собственникам жилого дома, расположенного в границах такого земельного участка. При этом лицо, имеющее право на безвозмездное получение в собственность земельного участка (один из долевых собственников) получает свою долю в праве на земельный участок в собственность бесплатно;
- устранить административные препятствия в оформлении прав наследников на земельные участки, предоставленные наследодателям на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые не успели воспользоваться "дачной амнистией". В этой связи предлагается установить правило, согласно которому предоставленные гражданину до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельные участки считаются в силу закона предоставленными на праве собственности без ограничения вида их разрешенного использования и целевого назначения.
Предлагаемые изменения, по мнению авторов Законопроекта, позволят дополнительно защитить права наследников и позволят существенно упростить процедуру приобретения права собственности на земельные участки, ранее предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Соглашаясь с необходимостью продления сроков действия мер, направленных на реализацию гражданами возможности по оформлению прав на жилые, дачные, садовые дома, иные объекты бытовой недвижимости (бани, гаражи), а также земельные участки, предназначенных для ведения садоводства и огородничества, в упрощенном порядке, поддерживая концепцию Законопроекта в целом, Комитет отмечает следующее.
На сегодняшний день в Российской Федерации "дачная амнистия" действует уже более 15 лет. Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" переходный период упрощенного оформления прав на жилые дома и жилые строения был в очередной раз продлен до 1 марта 2026 года.
Указанные изменения явились значимыми и затрагивающими интересы большого количества граждан, в том числе граждан, являющихся членами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ. Данные правила позволили в упрощенном порядке оформить права на объекты недвижимости более чем 14 млн. гражданам. Вместе с тем, анализ обращений граждан по вопросу продления сроков "дачной амнистии", показывает, что острота данной проблемы остается по-прежнему высокой, а адаптация населения к новым условиям дачного строительства требует более длительных сроков, чем ранее установленные.
Учитывая важность как самого вопроса совершенствования механизмов упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилую недвижимость, так и длительность, а также постоянную пролонгацию, соответствующих мер, Комитет полагает важным рекомендовать авторам Законопроекта при его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении рассмотреть следующие вопросы:
Во-первых, еще большее упрощение процедуры оформления прав на объекты недвижимости в рамках "дачной амнистии", а именно сокращение количества документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (только декларация об объекте, технический план объекта капитального строительства, а также документ, выдаваемый уполномоченным органом в виде справочной информации о градостроительных условиях использования земельного участка, содержащий информацию о возможности (невозможности) строительства садовых или жилых домов на земельном участке);
Во-вторых, предоставление возможности для бессрочного действия упрощенного порядка оформлении гражданами своих прав на жилую недвижимость с учетом указанного ранее и рекомендуемого упрощения процедуры;
В-третьих, дальнейшее стимулирование граждан к постановке указанных объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет, и регистрации своих прав в Едином государственном реестре недвижимости, включая введение дополнительных регуляторных механизмов, предусматривающих негативные последствия отсутствия регистрации прав для правообладателей недвижимости, имея в виду интересы государства в формировании бюджета за счет налогов на недвижимость, а также в обеспечении полноты и достоверности Единого государственного реестра недвижимости.
Помимо указанных, к Законопроекту имеются следующие замечания. Законопроект не учитывает особенностей предоставления земельных участков членам некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, установленных п. 2.7 Федеральный закон от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон 137-ФЗ). В частности, данной нормой устанавливается, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности ряду обязательных условий. К таким условиям закон относит, в том числе и условия, связанные с ограничением оборотоспособности рассматриваемых земельных участков, а также иные условия, не учитываемые Законопроектом.
Комитет отмечает, что как применительно к нормам, указанным ранее и регулирующим сферу ведения гражданами садоводства и огородничества, так и в проектируемых нормах самого Законопроекта предлагается исключить ряд положений об ограничении оборотоспособности земельных участков, которые в силу закона не могут предоставляться в частную собственность (изменения п. 9.1 ст. 3 Закона 137-ФЗ), что не согласуется с базовыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) об ограничении оборотоспособности земельных участков. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о предоставлении в собственность земельных участков под жилыми домами и продлении "дачной амнистии") внесенный сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, с учетом вышеизложенных замечаний.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.