Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект, проект федерального бюджета), в части своей компетенции, отмечает следующее.
Законопроект сформирован с учетом реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года, мероприятий по достижению национальных целей развития, заданных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
Одним из основных инструментов достижения национальных целей развития Российской Федерации являются национальные проекты.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Жилье и городская среда" запланированы в 2022 году в объеме 183 822,4 млн рублей, в 2023 году - 189 584,4 млн рублей, в 2024 году - 165 714,2 млн рублей. Таким образом, предусмотренные объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 08.12.2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ):
в 2022 году увеличены на 21 077,4 млн. рублей,
в 2023 году уменьшены на 29 392,1 млн. рублей,
в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, уменьшены на 53 596,8 млн. рублей.
млн рублей
Структурный элемент национального (федерального) проекта |
(2022 Законопроект - 2022 Закон N 385-ФЗ) |
(2023 Законопроект - 2023 Закон N 385-ФЗ) |
(2024 Законопроект - 2024 Паспорт проекта) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
21 077,4 |
-29 392,2 |
-53 596,8 |
в том числе: |
|
|
|
Федеральный проект "Жилье" |
-1 492,1 |
-1 900,3 |
0,0 |
Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации |
-1 492,1 |
-1 900,3 |
0,0 |
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" |
0,0 |
0,0 |
3,0 |
Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" |
22 569,5 |
-27 491,9 |
-53 600,0 |
Имущественный взнос Российской Федерации на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда |
22 569,5 |
-27 491,9 |
-53 600,0 |
Федеральный проект "Чистая вода" |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Жилье" обусловлено уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в 2022 году на 1 492,1 млн рублей, в 2023 году на 1 900,3 млн рублей в связи с уточнением потребности на реализацию указанных мероприятий, а также опережающим финансированием в 2021 году мероприятий по ускоренному строительству объектов капитального строительства.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" обусловлено перераспределением на 2021 - 2022 годы в целях ускоренной реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в целях реализации новой программы расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года в 2022 и 2023 годах предусмотрено по 22 500,0 млн рублей ежегодно.
Между тем, Комитет отмечает, что новая программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, к реализации которой необходимо приступить в 2022 году, не утверждена.
Одним из инструментов достижения приоритетов и целей социально-экономического развития страны являются государственные программы.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" составят:
в 2022 году - 395 915,0 млн рублей,
в 2023 году - 423 964,5 млн рублей и
в 2024 году - 338 530,5 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ:
в 2022 году увеличены на 131 529,8 млн рублей,
в 2023 году - на 91 314,2 млн рублей,
в 2024 году уменьшены на 85 434,0 млн рублей.
Изменение расходов по указанной государственной программе обусловлено:
1) изменениями финансового обеспечения национального проекта "Жилье и городская среда";
2) приведением параметров финансового обеспечения ряда мероприятий в 2024 году в соответствие с паспортами национальных проектов;
3) по федеральному проекту "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг":
увеличением субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, в виде вклада в имущество, не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по ставке до 7 процентов годовых в 2022 году на 21 100,0 млн рублей, в 2023 году на 19 000,0 млн рублей в связи с продлением действия программы по 1 июля 2022 года, а также расширением условий программы в части ее распространения на индивидуальное жилищное строительство;
увеличением субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в 2022 году на 63 790,0 млн рублей, в 2023 году на 50 800 млн рублей в связи уточнением целей предоставления ипотечных кредитов (займов) в части включения индивидуального жилищного строительства;
увеличением взноса в уставный капитал акционерного общества "ДОМ.РФ", г. Москва, на цели реализации программы "Дальневосточная ипотека" в 2023 году на 10 556,9 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год на 4 443,1 млн рублей;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджету Красноярского края на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию муниципального образования город Норильск в 2022 - 2023 годах ежегодно на 360,0 млн рублей за счет перераспределения средств в рамках государственной программы;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджету Чеченской Республики на реализацию мероприятий по переселению граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в 2022 году на 700,0 млн рублей, в 2023 году на 800,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 1 400,0 млн рублей за счет перераспределения средств в рамках государственной программы;
4) по федеральному проекту "Содействие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)":
увеличением бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в части строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
5) по комплексу процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан":
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на приобретение жилья гражданами - участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшими в результате этих аварий, и приравненными к ним лицами в 2022 году на 536,9 млн рублей, в 2023 году на 908,4 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 308,3 млн рублей в связи с уточнением численности получателей;
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на приобретение жилья вынужденными переселенцами в 2022 году на 2 604,2 млн рублей, в 2023 году на 2 104,2 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 1 508,6 млн рублей в связи с уточнением потребности на реализацию указанных мероприятий;
перераспределением бюджетных ассигнований с мероприятий по приобретению жилья вынужденными переселенцами в 2022 году в объеме 984,1 млн рублей на мероприятия по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, по вступившим в силу судебным решениям, вынесенным по искам граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Комитет обращает внимание, что мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений перенесены в государственную программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" из государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан". Законопроектом на реализацию указанных мероприятий предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 10 000,0 млн рублей ежегодно, т.е. на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ.
Предполагается, что предоставление субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений должно стимулировать регионы к исполнению своих расходных обязательств в приоритетном порядке и финансово поддержать регионы с низким уровнем социально-экономического развития. По данным Счетной палаты РФ, по состоянию на 1 января 2020 года в очереди на получение жилья стояли 279 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2015 году их было 214 тыс., в 2012 году - 84 тыс. Очевидно, что запланированных расходов недостаточно, чтобы погасить образовавшиеся долги перед указанной категорией граждан до 1 января 2025 года.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, поддерживая в целом законопроект, считает целесообразным:
1) рекомендовать Правительству Российской Федерации утвердить новую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, до принятия федерального закона, проект которой предоставить в Комитет в кратчайшие сроки;
2) в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения объемов ассигнований федерального бюджета для решения жилищной проблемы детей-сирот до 20 000,00 млн. рублей ежегодно;
3) предусмотреть выделение бюджетных ассигнований для строительства и реконструкции очистных сооружений притоков 2-ой очереди бассейна р. Волги.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.