Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 41991-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - проект федерального закона) разработан в целях реализации гарантии по сохранению права граждан на получение пособия по государственному социальному страхованию во время нахождения их в отпусках по уходу за ребенком при осуществлении работы на условиях неполного рабочего времени.
В настоящее время согласно части первой статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ ) и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Согласно части третьей указанной статьи 256 ТК РФ по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй этой статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Вместе с тем, на практике региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации фактически лишают граждан данной меры социальной поддержки и возможности получать указанное пособие при установлении им работодателями неполного рабочего времени.
Кроме того, работодателей обвиняют в умышленном злоупотреблении своими правами, признавая сокращение рабочего времени для работников несущественными для сохранения права на получения пособия, взыскивают с них денежные средства. При этом в судебных решениях нет единого мнения, как рассматривать данные споры ввиду отсутствия в ТК РФ или ином другом нормативном правовом акте условий сокращения рабочего времени для сохранения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом времени, необходимого для осуществления за ним должного ухода.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребёнком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за ребёнком, а не трудовой деятельности, что согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку страховое обеспечение направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей, обусловленным необходимостью осуществления ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года N 179-О-П, от 7 июня 2011 года N 742-О-О, от 13 мая 2014 года N 983-О).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в определениях от 18 июля 2017 года N 307-КГ17-1728, от 18 декабря 2017 года N 314-ПЭК17, от 12 октября 2020 года N 309-ЭС20-14162, от 2 ноября 2020 года N 309-ЭС20-16468, от 5 апреля 2021 года N 301-ЭС21-2673, сокращение рабочего времени на незначительный период не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребёнком, повлекшая утрату заработка, поэтому в такой ситуации пособие по уходу за ребёнком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
При этом необходимо отметить, что факт незначительного сокращения рабочего времени сам по себе не опровергает реальность участия лиц в осуществлении ухода за детьми, поскольку большую часть рабочего дня застрахованные лица находятся дома, фактически имея возможность осуществлять уход за детьми, что свидетельствует о соответствии их критериям, необходимым для сохранения компенсации утраченного заработка в виде получения пособия в соответствии с частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2020 N Ф01-11640/2020 по делу N А43-31648/2019).
Таким образом, положения Федерального закона N 255-ФЗ гарантируют сохранение права граждан на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. И эти нормы должны толковаться буквально.
Учитывая вышеизложенное, в целях устранения правовой неопределенности проектом федерального закона предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 255-ФЗ и Федеральный закон N 81-ФЗ.
Так, часть 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ предлагается дополнить новым предложением, согласно которому продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не должна превышать пятидесяти процентов от нормальной продолжительности рабочего времени.
Аналогичное изменение предлагается внести в статью 13 Федерального закона N 81-ФЗ.
Срок вступления в силу вышеуказанных изменений предлагается установить с 1 июля 2022 года.
При этом предлагаемые проектом федерального закона положения статьи 13 Федерального закона N 81-ФЗ и статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ будут применяться при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком со дня вступления в силу указанных изменений вне зависимости от даты предоставления лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком и работающему на условиях неполного рабочего времени, указанного отпуска и установления ему неполного рабочего времени.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать созданию дополнительных благоприятных условий для экономической самостоятельности семей, имеющих детей, при совмещении обязанностей по уходу за ребенком с продолжением трудовой деятельности, а также получая при этом дополнительную финансовую поддержку в виде пособий.
Необходимо отметить, что проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации", разработанном в "одном пакете" с рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 256 ТК РФ в участи указания на то, что продолжительность неполного рабочего времени для сохранения права на получение пособия устанавливается федеральными законами.
Реализация проекта федерального закона не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.