Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре и спорту
по проекту федерального закона N 1257544-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части регулирования порядка переходов российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1257544-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части регулирования порядка переходов российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование общественных отношений, связанных с переходами российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение следующих изменений в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте):
1) статью 19.1 Закона о спорте предлагается дополнить новой частью 11, предусматривающей, что в случае, если спортсмен, не достигший возраста 23 лет, зарегистрирован (заявлен) иностранным профессиональным спортивным клубом или иной иностранной спортивной организацией для участия в иностранных (международных) профессиональных спортивных соревнованиях (за исключением профессиональных спортивных соревнований, проводимых профессиональной спортивной лигой, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы) по видам спорта, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в том числе на основании договора (трудового договора), такой спортсмен обязан выплатить российской организации, осуществившей его спортивную подготовку, компенсационную выплату в порядке, определяемом Министерством спорта Российской Федерации.
При этом порядок осуществления такой выплаты будет определен в отношении каждого вида спорта Министерством спорта Российской Федерации по предложениям соответствующей общероссийской спортивной федерации.
2) статью 19.1 Закона о спорте предлагается дополнить новой частью 13, в которой уточняются случаи освобождения спортсмена от уплаты компенсации в целях защиты прав и законных интересов спортсменов, недопущения прекращения спортивной карьеры спортсменом, которому не поступают предложения о заключении трудовых договоров от российских спортивных клубов.
3) вносится ряд коррелирующих изменений в главу 4 Закона о спорте, регламентирующую вопросы спортивной подготовки.
Согласно пояснительной записке, во многих видах спорта (например, футбол, волейбол), приняты регламентные документы, согласно положениям которых для спортивных школ установлены компенсационные выплаты в качестве возмещения понесенных расходов на подготовку спортсмена в случае любого перехода такого спортсмена в профессиональный спортивный клуб.
Так, например, Российским футбольным союзом (РФС) на основе регламентирующих документов Международной федерации футбола (FIFA) утвержден Регламент по статусу и переходам (трансферу) футболистов (постановление Исполкома РФС от 5 марта 2011 г. N 141/4), который, в том числе регулирует отношения в области компенсации расходов футбольных клубов (спортивных школ), участвующих в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, на обучение и подготовку футболистов.
Вместе с тем, в отдельных видах спорта складывается ситуация, при которой иностранные спортивные организации, не находящиеся в подчинении у международных спортивных организаций, приглашают молодых российских спортсменов для участия в зарубежных спортивных соревнованиях, не осуществляя каких-либо компенсационных выплат.
Это связано с тем, что приглашаемый спортсмен проходит спортивную подготовку и не состоит в трудовых отношениях с профессиональным спортивным клубом. Соответственно российский профессиональный спортивный клуб или организация спортивной подготовки, воспитавшая спортсмена, не получают компенсации за затраты, понесенные на его спортивную подготовку и лишаются спортсмена.
В настоящее время положения Закона о спорте не позволяют восполнить этот пробел, поскольку иностранные спортивные организации являются коммерческими организациями, которые не подпадают под юрисдикцию международных спортивных федераций, и, как следствие, не исполняют их решения.
Комитет, концептуально поддерживая проектируемые законопроектом изменения, обращает внимание на необходимость его доработки ко второму чтению в целях приведения отдельных положений законопроекта (пункты 1, 3, 4 и 5) в соответствие с положениями Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 января 2023 года и предусматривающего изменение условий и порядка прохождения спортивной подготовки.
По мнению Комитета, указанное замечание может быть доработано и учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от исполнительных органов субъектов Российской Федерации (00) и от законодательных органов субъектов Российской Федерации (00) получены положительные отзывы, от исполнительных органов субъектов Российской Федерации (00) и от законодательных органов субъектов Российской Федерации (00) получены отрицательные отзывы.
В связи с изложенным, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1257544-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части регулирования порядка переходов российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
Д.А. Свищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.