Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 14 декабря 2021 г. N 3.5-04/2301
по проекту федерального закона N 1219891-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 7 декабря 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации с целью обеспечения защиты прав лиц, застрахованных по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС), от действий недобросовестных страховщиков при неправомерном переводе средств пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ) в другой.
В соответствии с действующим законодательством при досрочном переходе застрахованного лица к другому страховщику, средства пенсионных накоплений передаются без дохода от их инвестирования, а удержанная сумма дохода направляется в резерв по ОПС предыдущего страховщика. При этом в случае неправомерного перевода застрахованного лица без его ведома и согласия от одного страховщика к другому договор об ОПС признается недействительным в судебном порядке и средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику. Возможность возврата из резерва по ОПС инвестиционного дохода, удержанного в связи с досрочным переходом застрахованного лица, даже если договор признан судом недействительным, действующим законодательством не предусмотрена.
Федеральный закон устанавливает в связи с признанием судом договора об ОПС недействительным обязанность для страховщиков, которым были переданы средства пенсионных накоплений застрахованных лиц по решению суда, в срок не позднее трех месяцев с 1 июля 2022 года:
- восстановить на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица средства пенсионных накоплений, направленные в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по ОПС (резерв НПФ по ОПС);
- отразить на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица доход от инвестирования средств, восстанавливаемых из резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по ОПС (резерва НПФ по ОПС), исходя из результатов инвестирования средств пенсионных накоплений за период их нахождения в резерве Пенсионного фонда Российской Федерации по ОПС (резерве НПФ по ОПС). В случае отсутствия дохода либо получения убытка от инвестирования средств пенсионных накоплений, отражение на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица дохода не производится;
- отразить на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств НПФ;
- передать в доверительное управление управляющей компании средства пенсионных накоплений в срок не позднее одного месяца, следующего за месяцем, в котором они были восстановлены.
Также Федеральный закон устанавливает, что восстановление (отражение) Пенсионным фондом Российской Федерации и (или) НПФ на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица средств пенсионных накоплений осуществляется за счет средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по ОПС (резерва НПФ по ОПС).
Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", устанавливающие требование по ежегодному пересмотру размера материнского (семейного) капитала с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации. Также Федеральный закон устанавливает, что до 1 февраля 2022 года материнский (семейный) капитал составляет величину, предусмотренную Федеральным законом N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.