Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 14 декабря 2021 г. N 3.5-03/2299
по проекту федерального закона N 1116371-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.Л. Шаккумом, А.А. Гетта, А.Н. Изотовым, И.Ю. Моляковым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым.
Закон направлен на оптимизацию подходов к применению кредитными организациями мер по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также на защиту интересов добросовестных клиентов кредитных организаций.
Так, вносимыми изменениями в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) определяется понятие "подозрительные операции", под которыми понимаются операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В действующей редакции Федерального закона N 115-ФЗ для обозначения таких сделок используется формулировка "операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".
В соответствии с Законом вводится классификация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исходя из степени (уровня) риска совершения ими подозрительных операций, выделяются три группы риска: низкая, средняя и высокая.
В целях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальных предпринимателей к группам риска совершения подозрительных операций кредитные организации обязаны представлять в Банк России наименования всех клиентов юридических лиц (кроме перечисленных исключений), фамилии, имена и отчества индивидуальных предпринимателей и их идентификационный номер налогоплательщика.
Информацию об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска совершения подозрительных операций Банк России доводит до сведения кредитных организаций, которые вправе использовать либо не использовать эту информацию при осуществлении внутреннего контроля.
Кредитная организация обязана при приеме на обслуживание и обслуживании относить каждого клиента к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций. При этом порядок осуществления внутреннего контроля кредитными организациями с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций будет устанавливаться самими кредитными организациями в правилах внутреннего контроля.
Критерии, на основании которых юридические лица (индивидуальные предприниматели) относятся к определенной группе риска совершения подозрительных операций, определяются Банком России по согласованию с уполномоченным органом (Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), основываясь на информации о видах и характере деятельности, об операциях по счетам в кредитных организациях, учредителях, участниках, руководителях, аффилированности с другими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), совершающими подозрительные операции, количестве банковских счетов.
Необходимо отметить, что отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска совершения подозрительных операций влечет для них различные правовые последствия.
В отношении группы низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций установлены преференции. Так, кредитная организация не вправе отказать клиенту - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, отнесенным кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, в переводе денежных средств получателю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который:
- является государственным органом или органом местного самоуправления;
- является клиентом этой кредитной организации и также отнесен кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
- не является клиентом этой кредитной организации и отнесен Банком России к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
Кредитная организация может отказать клиенту - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в осуществлении перечисленных операций в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция совершается клиентом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В этом случае кредитная организация обязана изменить клиенту степень (уровень) риска совершения подозрительных операций не позднее рабочего дня, следующего за днем отказа в совершении операции.
Также кредитная организация не вправе отказать в заключении договора банковского счета (вклада) либо расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом, являющимся юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, отнесенным кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
В отношении клиентов со средним и высоким уровнем риска, отнесенных к таким группам кредитной организацией, предполагается сохранение действующих положений о том, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать им в совершении операции при наличии подозрений в ее совершении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Кроме того, в отношении юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) и индивидуальных предпринимателей, отнесенных кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, кредитная организация, использующая информацию Банка России, применяет следующие меры:
- не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), операции выдачи наличных денежных средств, операции с иным имуществом;
- не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет клиента или на счет третьего лица;
- прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Данные ограничения не распространяются на следующие операции:
- уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
- выплата заработной платы, алиментов, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью;
- операции в целях обеспечения жизнедеятельности индивидуального предпринимателя и членов его семьи из расчета 30 000 рублей ежемесячно на каждого члена семьи, не имеющего самостоятельного источника дохода.
Кредитная организация вправе не согласиться с отнесением Банком России юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, проинформировав об этом Банк России с приложением собственной оценки степени (уровня) риска совершения таким клиентом подозрительных операций. Однако кредитная организация не вправе самостоятельно изменить высокую степень (уровень) риска совершения подозрительных операций, установленную Банком России.
О применении ограничений по совершению операций в связи с отнесением юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитная организация обязана не позднее пяти рабочих дней проинформировать Банк России и клиента, разъяснив клиенту о его праве в течение шести месяцев со дня получения уведомления обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к нему ограничительных мер и соответствующими документами в межведомственную комиссию, созданную при Банке России.
В состав указанной межведомственной комиссии входят представители Банка России, уполномоченного органа (Росфинмониторинга), Федеральной таможенной службы, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Также в рассмотрении заявлений вправе участвовать общероссийские общественные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций.
По итогам рассмотрения заявления межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований для применения к заявителю ограничительных мер или о наличии таких оснований. При отсутствии оснований кредитная организация и Банк России обязаны изменить степень (уровень) риска совершения подозрительных операций заявителя. Применение к заявителю ограничительных мер может быть обжаловано в судебном порядке только после обращения в межведомственную комиссию.
В случае необращения заявителя в межведомственную комиссию, необжалования решения комиссии либо вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований, заявитель подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с уголовно наказуемым деянием, уполномоченный орган (Росфинмониторинг) направляет соответствующую информацию и материалы в правоохранительные органы.
Следует отметить, что требования в отношении оценки степени (уровня) риска проведения клиентом подозрительных операций, принятия мер по снижению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, будут распространяться также на адвокатов, нотариусов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, в случаях осуществления ими операций с денежными средствами или иным имуществом (в частности, сделок с недвижимым имуществом, при управлении денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента и других).
В соответствии с Законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность до предоставления новых услуг или программно-технических средств для совершения клиентами операций оценивать возможность использования указанных услуг или программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и по результатам оценки принимать меры по снижению такой возможности.
Комитет полагает, что реализация Закона будет способствовать повышению эффективности национальной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также снизит нагрузку на добросовестных предпринимателей, ускорит проведение расчетов между субъектами предпринимательской деятельности.
Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу. Положения, связанные с исключением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) будут применяться с 1 октября 2022 года.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.