Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 48133-8 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для автономных судов. В Российской Федерации в рамках Национальной технологической инициативы также проводятся работы по созданию технологии автономного судовождения. Автономное судовождение является крайне перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшее время ожидается его повсеместное использование.
Для реализации плавания автономных судов недостаточно разработать и внедрить только технические средства и построить новое судно, необходимо создать правовые основы возможности использования автономных судов, поскольку существующее законодательство построено в парадигме нахождения на судне экипажей, которые и управляют судами. Многие государства на национальном уровне ведут работы по правовому регулированию возможной эксплуатации автономных судов. Создание правового поля для использования автономных судов окажет важный трансформационный эффект на отрасль: разрешение автономного судоходства в крупных торговых портах и на оживленных морских путях.
В Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 40-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Маринет". Составной частью дорожной карты являются меры по внесению изменения в законодательство Российской Федерации в части возможной эксплуатации автономных судов.
В целях создания правового поля, позволяющего эксплуатацию автономного судна, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), предусматривающий внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Федеральный закон "О транспортной безопасности" (далее соответственно - КТМ РФ, КВВТ РФ, Закон о морских портах и Закон о транспортной безопасности).
Предлагается дополнить КТМ РФ и КВВТ РФ определением автономного судна, выделив два вида автономных судов: полуавтономные суда и полностью автономные суда. Классификационные общества должны издавать специфические правила в отношении автономных судов и судов для перевозки специального персонала.
Поскольку многие судовые документы имеют отношение к экипажу судна и его функциям, предлагается сделать оговорку о том, что наличие или ведение части судовых документов для автономных судов не требуется. При этом ведение записей предлагается вести судовладельцу в электронном виде и предъявлять в электронном виде органам государственного портового контроля.
В целях стимулирования внедрения судов с высокой степенью автоматизации, и, прежде всего, автономных судов, предлагается включить в перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов, и автономные суда.
Существенные изменения требуются КТМ РФ и КВВТ РФ в части регулирования вопросов судового экипажа. В случае принятия парадигмы уменьшенного экипажа для полуавтономного судна и полного отсутствия экипажа у полностью автономного судна необходимо вносить поправки, исключающие требования о наличии экипажа на судне для полностью автономных судов и видоизменять требования к функциям, квалификации и составу экипажа для полуавтономных судов.
Включение в положения КТМ РФ понятия "специальный персонал", а также введение соответствующих правил, устанавливающих требования к судам, на которых осуществляется перевозка специального персонала, порядок организации перевозки специального персонала, права и обязанности судовладельца, на судах которого осуществляется перевозка специального персонала, а также права и обязанности капитана судна, осуществляющего перевозку специального персонала, позволят повысить уровень безопасности человеческой жизни на море при осуществлении перевозок.
Проектом федерального закона уточняются нормы, касающиеся лоцманской проводки судов в части их применения для автономных судов.
Предлагается внести в КТМ РФ и в КВВТ РФ главы, в которых будут сконцентрированы наиболее значимые регуляторные нормы в отношении автономных судов. При этом определяются обязанности судовладельца автономного судна по обеспечению выполнения обязательных требований, применимых к автономному судну, в части безопасности мореплавания, уменьшения влияния и контроля негативного воздействия судна на окружающую среду, управления автономным судном, включая судовождение, меры по обеспечению наблюдения за автономным судном и лиц, обеспечивающих такое наблюдение и управление. Также определяются особенности требований к экипажу полуавтономного судна. Устанавливается, что управление автономным судном "внешним экипажем" может быть поручено судовладельцем специализированной в области управления автономными судами организации, и определяются основные требования к такой организации.
Требует также законодательного закрепления вопрос представления интересов судовладельца и грузовладельца при отсутствии у полностью автономного судна капитана и иных членов экипажа, или при ситуации, когда экипаж автономного судна состоит только из технических специалистов.
В целях установления возможности регулирования аспектов, связанных с испытаниями и эксплуатацией автономных судов, Закон о морских портах дополняется нормами в отношении участков морских путей, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов. Также в Закон о морских портах предлагается внести изменения в части регулирования вопросов плавания автономных судов в Обязательных постановлениях в морских портах и в Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации.
Статью 8 Закона о транспортной безопасности предлагается дополнить новой частью для учета сокращенного состава экипажей или отсутствие экипажей автономных судов.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем, принятие законопроекта потребует подготовку и принятие ряда нормативных правовых актов, что может быть исполнено соответствующими федеральными органами исполнительной власти в рамках своей деятельности. Проекты нормативных правовых актов во исполнение проекта федерального закона подготовлены Минпромторгом России и могут быть предоставлены профильным федеральным органам исполнительной власти после принятия федерального закона. Для эксплуатации полуавтономных судов не потребуется значительной реконструкции имеющихся технических средств портовых систем управления движением судов. Для полностью автономных судов такая реконструкция может быть произведена в рамках плановой модернизации систем управления движением судов их собственниками.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти, не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1637 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта".
Наименование акта: постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта".
Статьей 3 Федерального закона предусматривается дополнение статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" новым пунктом, предусматривающим, что требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта должны учитывать особенности управления автономным судном, которые выражаются в том числе в сокращенном составе экипажей таких судов или в отсутствии экипажей у полностью автономных транспортных средств.
Поскольку требования утверждаются Правительством Российской Федерации, то в утвержденные требования необходимо внести изменения, предусматривающие меры обеспечения транспортной безопасности, не требующие наличия на борту судна экипажа или иных лиц.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
2. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта.
Наименование акта: постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта".
Статьей 3 Федерального закона предлагается статью 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" дополнить новым пунктом, предусматривающим, что требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта должны учитывать сокращенный состав экипажей или отсутствие экипажей автономных транспортных средств. Поскольку требования утверждаются Правительством Российской Федерации, то в утвержденные требования необходимо внести изменения, предусматривающие меры обеспечения транспортной безопасности, не требующие наличия на борту судна экипажа или иных лиц.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
3. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденные приказом Минтранса России от 26 октября 2017 г. N 463.
Наименование акта: приказ Минтранса России "О внесении изменений в Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним", утвержденные приказом Минтранса России от 26 октября 2017 г. N 463.
В соответствии с Федеральным законом Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним должны содержать нормы, регулирующие взаимные права и обязанности автономных и неавтономных судов, общие требования о порядке захода автономных судов в морские порты, порядок плавания и стоянки автономных судов на подходах к морским портам Российской Федерации. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним должны содержать нормы, регулирующие безопасное взаимное маневрирование автономных судов друг с другом и с не автономными судами с учетом требований Международных правил предупреждения столкновений судов в море. Также поправки должны предусматривать иной перечень судовых документов для автономного судна при оформлении прихода автономного судна в морской порт и при оформлении выхода автономного судна из морского порта, чем перечень таких документов для неавтономного судна.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
4. Обязательные постановления в морских портах, утверждаемые Минтрансом России, в отношении морских портов, в которых осуществляется заход автономных судов.
Наименование акта (актов): приказ (приказы) Минтранса России о внесении изменений в обязательные постановления в морском порту, утвержденные соответствующим приказом Минтранса России.
В соответствии с Федеральным законом обязательные постановления в морском порту должны содержать особенности захода в морской порт автономных судов, описание путей следования автономных судов в морском порту и на подходах к нему, описание акваторий для проведения испытаний автономных судов в акватории морского порта и на подходах к нему. В обязательных постановлениях по морскому порту необходимо предусмотреть меры безопасного прохода автономного суда и его стоянки, порядок взаимодействия систем управления движением судов и автономных судов.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
5. Требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством, утвержденные приказом Минтранса России от 23 июля 2015 г. N 226.
Наименование акта: приказ Минтранса России "О внесении изменений в Требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством", утвержденные приказом Минтранса России от 23 июля 2015 г. N 226.
В соответствии с Федеральным законом к береговым системам обеспечения плавания автономных судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним должны быть разработаны технические требования, в частности, требования к аппаратуре и протоколам взаимодействия береговых систем управления движения судов и бортовой аппаратуры автоматического управления судном, требования к персоналу систем управления движением судов в части взаимодействия с автономными судами и другое.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
6. Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62.
Наименование акта: приказ Минтранса России "О внесении изменений в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов", утвержденное приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62.
В соответствии с Федеральным законом к членам экипажей морских автономных судов должны быть уточнены квалификационные требования с учетом степени автоматизации автономного судна и возможности совмещения функций различными членами экипажа с учетом функциональных требований, предусмотренных Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты. Также поправки должны уточнить требования к содержанию квалификационных документов членов экипажей морских судов с учетом степени автоматизации автономного судна, проектом Федерального закона предусмотрено, что квалификационные требования к береговым специалистам по управлению автономными судами также должны быть предметом регулирования указанного Положения.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
7. Правила плавания по внутренним водным путям, утвержденные приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. N 19.
Наименование акта: приказ Минтранса России "О внесении изменений в Правила плавания по внутренним водным путям", утвержденные приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. N 19.
В соответствии с Федеральным законом Правила плавания по внутренним водным путям должны содержать нормы, регулирующие взаимные права и обязанности автономных и неавтономных судов, общие требования о порядке плавания автономных судов по внутренним водным путям Российской Федерации, а также требования к отличительной сигнализации автономных судов.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
8. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 12 марта 2018 г. N 87.
Наименование акта: "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 12 марта 2018 г. N 87 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта".
В соответствии с Федеральным законом к членам экипажей автономных судов должны быть уточнены квалификационные требования с учетом степени автоматизации автономного судна и возможности совмещения функций различными членами экипажа. Также поправки должны уточнить требования к содержанию квалификационных документов членов экипажей речных судов с учетом степени автоматизации автономного судна. Законопроектом предусмотрено, что квалификационные требования к береговым специалистам по управлению автономными судами также должны быть предметом регулирования указанного Положения.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
9. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденное приказом Минтранса России от 23 ноября 2020 г. N 504.
Наименование акта: "О внесении изменений в Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов", утвержденное приказом Минтранса России от 23 ноября 2020 г. N 504.
В соответствии с Федеральным законом требования к составу экипажей автономных судов будут определены с учетом степени автоматизации автономного судна и возможности совмещения функций различными членами экипажа.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
II. Принятие Федерального закона потребует издания следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Наименование акта: постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к компетентным в области автономного судоходства организациям".
В соответствии с Федеральным законом управление автономным судном может осуществляться судовладельцем самостоятельно или посредством организации, компетентной в области управления автономными судами.
Требования к такой организации должны быть установлены Правительством Российской Федерации. В акте Правительства необходимо указать требования к минимальному количеству штатных работников, обладающих компетенцией по управлению автономными судами, требования к помещениям и оборудованию, используемым для управления автономными судами, требования к наличию и составу систем управления безопасной эксплуатацией автономных судов, организационной структуре организации.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
2. Наименование акта: постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях страхования или иного финансового обеспечения ответственности судовладельца (собственника) автономного судна".
В соответствии с Федеральным законом особенности страхования или иного финансового обеспечения ответственности судовладельца (собственника) автономного судна устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанным актом будут определены характерные для автономных судов риски, подлежащие страхованию, порядок такого страхования и документы, подтверждающие страхование.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
3. Наименование акта: приказ Минтранса России "Об утверждении порядка ведения в электронном виде судовладельцем полностью автономного судна судового журнала, машинного журнала, радиожурнала и санитарного журнала".
В соответствии с Федеральным законом судовладелец полностью автономного судна должен вести судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал для полностью автономного судна в электронном виде. Приказом Минтранса России необходимо установить порядок ведения указанных документов в электронном виде, состав информации в них и меры по установлению подлинности сделанных в них записей.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
4. Наименование акта: приказ Минтранса России "Об утверждении требований к квалификации, опыту работы, обучению и профессиональной подготовке членов внешних экипажей автономных судов".
В соответствии с Федеральным законом для автономного судна должен быть сформирован внешний экипаж, находящийся вне судна и выполняющий функции по наблюдению за судном и/или дистанционного управления судном.
Члены внешнего экипажа должны обладать специфичными знаниями навыками и умениями в части управления автономными судами. В приказе Минтранса необходимо сформулировать набор компетенций, методов проверки знаний, умений, навыков специалистов по управлению автономными судами, требования к практической подготовке таких специалистов.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
5. Наименование акта: приказ Минтранса России "Об утверждении требований к численности и квалификации членов внешних экипажей автономных судов в зависимости от типов таких судов и степени их автономности".
В соответствии с Федеральным законом для автономного судна должен быть сформирован внешний экипаж, находящийся вне судна и выполняющий функции по наблюдению за судном и/или дистанционного управления судном.
Проектом Федерального закона также устанавливаются степени автономности автономного судна. В зависимости от степени автономности автономного судна и типа автономного судна (пассажирское, танкер, балкер, контейнеровоз и т.п.) состав и квалификация внешнего экипажа автономного судна могут существенно различаться. В приказе будут сформулированы принципы формирования внешнего экипажа автономного судна, требования к дополнительной подготовке члена экипажа автономного судна, обусловленной типом автономного судна.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
6. Наименование акта: приказ Минтранса России "Об утверждении правил управления автономными судами".
В соответствии с Федеральным законом управление автономными судами осуществляется внешним экипажем судна в соответствии с правилами управления автономными судами. Приказом Минтранса России необходимо установить особенности управления автономными судами дистанционно при помощи внешних экипажей, организацию несения вахт внешними экипажами, порядок принятия решений по маневрированию автономного судна, а также действий внешнего экипажа в различных ситуациях.
Головной исполнитель: Минтранс России.
Срок подготовки: 45 дней после принятия Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.