Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1194189-7 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения условий предоставления социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий) внесен А.Г. Литовченко, В.М. Шишкоедовым, И.В. Сапко в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(утв. решением Комитета от 14 декабря 2021 г. N 11/2)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1194189-7 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается уточнить порядок предоставления дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, а именно установить, что дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий могут назначаться лицам, достигших пенсионного возраста при условии исполнения полномочий не менее двух сроков.
Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают, что депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, получившие доверие населения два, три и более выборных периодов, но в силу обстоятельств ушедшие на пенсию с другой должности (не выборной), в соответствии с действующим законодательством не пользуются дополнительными социальными гарантиями, как и лица, избранные после достижения пенсионного возраста, что не отвечает требованию соразмерности личного вклада в развитие муниципальных образований, не обеспечивает соблюдение принципа справедливости при установлении дополнительных социальных гарантий.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Норма части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" называет необходимым условием для приобретения права на дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий только факт прекращения полномочий. При этом регулирование в данном случае осуществляется только в отношении тех социальных и иных гарантий, которые связаны с фактом прекращения полномочий. Обычно такие гарантии являются единовременными, например, единовременная денежная выплата как мера социальной поддержки в связи с прекращением исполнения полномочий. Указанная норма не касается иных гарантий, которые могут устанавливаться в связи с самим фактом исполнения полномочий депутата представительного органа муниципального образования на постоянной профессиональной основе (дополнительное пенсионное обеспечение) и прочих лиц.
Меры социальной поддержки иным категориям граждан (пенсионеров, инвалидов), в том числе и утратившим трудоспособность ранее и являющихся депутатами, могут предприниматься органами власти на общих основаниях в пределах соответствующих полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, в федеральном законодательстве не содержится запрета на предоставление социальных и иных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, назначаемым в связи с самим фактом исполнения полномочий и не носящих единовременный характер (доплаты к пенсии, дополнительное медицинское страхование и прочее).
Так, например, в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 38-АПГ17-1 "Об оставлении без изменения решения Тульского областного суда от 23.01.2017, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 статьи 2 Закона Тульской области от 25.07.2005 N 609-ЗТО (в ред. от 28.04.2016) "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области" указано, что "в силу абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ гарантии, к которым относится пенсионное обеспечение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются в связи с осуществлением указанными лицами их полномочий.
Предметом же правового регулирования абзаца второго части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, введенного Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ, являются те дополнительные социальные и иные гарантии, которые связаны с фактом прекращения полномочий (в том числе досрочно) указанных лиц.
Поскольку порядок и условия пенсионного обеспечения данной категории граждан в виде ежемесячной доплаты к пенсии как одного из видов гарантий осуществления ими полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления федеральным законодателем не определены, данный вопрос (вплоть до его разрешения на федеральном уровне) может быть урегулирован законами субъектов Российской Федерации".
Таким образом, Комитет не может согласиться с мнением авторов законопроекта о том, что депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления в настоящий момент не могут получать социальные и иные гарантии (за исключением назначаемых в связи с фактом прекращения полномочий), если они не достигли пенсионного возрасти или не потеряли трудоспособность в период исполнения полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.