Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 декабря 2021 г. N 3.1-05/4449
по проекту федерального закона N 1143311-7 "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1143311-7) внесен в Государственную Думу 5 апреля 2021 года Правительством Российской Федерации и был принят Государственной Думой 17 ноября 2021 года в первом чтении, 21 декабря 2021 года - во втором чтении, 22 декабря 2021 года - в третьем чтении.
Проект рассматриваемого Федерального закона разработан и принят в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 года N 41-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 3.7, статей 25.1 - 25.5.1 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой иностранной компании "Majena Shipping Company Limited" (далее - Постановление), которым положения части 4 статьи 3.7 и части 1 статьи 30.12 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, допуская по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения - товаров и (или) транспортных средств у лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества, не предусматривают права собственника имущества обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в части конфискации имущества в случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, в том числе процессуального, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.
При этом согласно Постановлению федеральному законодателю надлежит, исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из Постановления.
В этих целях Федеральный закон дополняет статью 30.12 КоАП РФ новой частью 6, предусматривающей возможность обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил), предусмотренном главой 16 КоАП РФ, в части назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (за исключением случаев, если административное правонарушение связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза), решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов не только лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, но и лицом, которому орудие совершения или предмет административного правонарушения принадлежит на праве собственности и которое не привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признано в судебном порядке виновным в его совершении, в течение десяти дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
При этом в целях обеспечения права добросовестных собственников на обжалование в новой части 7 статьи 30.12 КоАП РФ предусмотрена возможность восстановления по их ходатайству пропущенного срока для обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Одновременно в целях обеспечения гарантии права собственности Федеральный закон дополняет статью 31.6 КоАП РФ новой частью 3, предусматривающей приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления в части конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения до рассмотрения жалобы.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.