Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 01.10.2021 N 322/1 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом.
Особенности формирования расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов развитие сферы здравоохранения будет определяться в соответствии с национальной целью развития "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254, Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 266-р.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, который учитывает выполнение в полном объеме мер Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее - Послание Федеральному Собранию) и мероприятий по достижению национальных целей развития.
Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов формирование федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию. Особенный приоритет акцентирован на мерах по снижению бедности и поддержке семей с детьми, развитию системы здравоохранения и реализации инфраструктурных проектов.
Во исполнение Послания Федеральному собранию будут реализованы новые проекты (инициативы) социально-экономического развития Российской Федерации.
Финансовое обеспечение приоритетных расходов в сфере здравоохранения во исполнение Послания Президента Российской Федерации характеризуются следующими данными:
млрд. рублей
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Послание Федеральному Собранию - всего, в том числе |
1 430,6 |
1 421,7 |
1 631,0 |
1 695,9 |
Модернизация первичного звена здравоохранения |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
Расширение программ лечения и реабилитации |
- |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями (НП Здравоохранение) |
203,1 |
206,2 |
171,2 |
180,0 |
Борьба с гепатитом С |
31,8 |
31,1 |
31,0 |
31,0 |
К основным мерам бюджетной и налоговой политики, направленным на повышение уровня рождаемости, снижение смертности и повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе относятся:
сохранение репродуктивного здоровья населения;
предотвращение преждевременной смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и болезней органов дыхания;
минимизация рисков распространения и борьба с гепатитом С;
модернизация первичного звена здравоохранения;
улучшение медицинской инфраструктуры;
приобретение не менее 500 мобильных медицинских комплексов и не менее пяти тысяч новых автомобилей скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи жителям сельских поселений и малых городов;
цифровизация здравоохранения;
реализация расширенной программы профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, а также расширение программ лечения и реабилитации лиц с заболеваниями;
повышение доступности лекарственного обеспечения для отдельных категорий граждан;
адресная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья;
поддержка старшего поколения через развитие системы предоставления социальных услуг и медицинской помощи;
реализация программы оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями: в том числе за счет средств от повышенного налогообложения доходов, превышающих 5 млн. рублей;
формирование мотивации к здоровому образу жизни, включая дестимулирование "вредного" для здоровья потребления;
обеспечение возможности разработки в течение четырех дней тест-систем для выявления новых инфекционных заболеваний, а в течение четырех месяцев эффективных вакцин для профилактики таких заболеваний;
создание российских технологий производства широкого спектра вакцин, с использованием преимущественно отечественного оборудования.
В расчете базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета учтено увеличение ежегодно с 1 января начисленной среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений здравоохранения, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (в 2022 году на 6,9%, в 2023 году на 6,5%, в 2024 году на 6,6%), в целях сохранения соотношения средней заработной платы на достигнутом уровне.
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Здравоохранение" в 2020 - 2024 годах характеризуются следующими данными:
млрд. рублей
Наименование национального проекта |
2020 год |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Национальный проект "Здравоохранение" |
295,7 |
255,1 |
342,9 |
303,3 |
304,6 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 года
------------------------------
Бюджетные ассигнования, запланированные на реализацию национального проекта "Здравоохранение", составят в 2022 году 342 943,8 млн. рублей, в 2023 году - 303 321,2 млн. рублей, в 2024 году - 304 601,7 млн. рублей.
Увеличение параметров финансового обеспечения национального проекта "Здравоохранение" по отношению к 2021 году обусловлено добавлением в его состав с 2022 года федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" с включением в него мероприятий, реализуемых в 2021 году в рамках ведомственной целевой программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и соответствующим перераспределением бюджетных ассигнований на 2022 - 2024 годы в объеме 90 000,0 млн. рублей ежегодно, в том числе:
предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в 2022 - 2024 годах - 88 849,4 млн. рублей ежегодно;
оснащение оборудованием для оказания медицинской помощи медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, где учреждения Федерального медико-биологического агентства являются единственными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, в 2022 году - 472,8 млн. рублей, в 2023 году - 485,5 млн. рублей, в 2024 году - 621,3 млн. рублей;
осуществление капитального ремонта зданий медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, где учреждения Федерального медико-биологического агентства являются единственными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, в 2022 году - 627,7 млн. рублей, в 2023 году - 615,1 млн. рублей, в 2024 году - 509,3 млн. рублей;
оснащение автомобильным транспортом медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству и оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям закрытых административно-территориальных образований и отдельных территорий, в 2022 - 2023 годах - 50,0 млн. рублей ежегодно, в 2024 году - 20,0 млн. рублей.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 512).
Начиная с 2022 года, реализация государственных программ Российской Федерации будет осуществляться в обновленных версиях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
Новая система государственных программ Российской Федерации предусматривает:
целеполагание исходя из необходимости достижения национальных целей развития и их целевых показателей;
достижение показателей обеспечивается реализацией структурных элементов государственной программы (федеральные проекты, ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий), которые группируются по направлениям реализации (подпрограммам);
в рамках государственной программы выделяется проектная и процессная части;
выделяется два типа государственных программ: государственная программа (в рамках конкретной отрасли или сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации) и комплексная программа (межотраслевого и (или) территориального характера);
формирование, представление, согласование (одобрение) и утверждение документов и материалов, необходимых для реализации государственных программ, осуществляется в электронном виде в ГИИС "Электронный бюджет";
предусматривается возможность перераспределения ассигнований на реализацию государственных программ в ходе исполнения бюджета в течение года в пределах 10% от общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующей государственной программы по согласованию с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (проект федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году").
Помимо этого, разделены полномочия по управлению государственной программой: стратегические приоритеты, паспорт государственной программы (комплексной программы) и приложения к нему утверждаются актом Правительства Российской Федерации; паспорта федеральных проектов подлежат утверждению управляющим советом; паспорта ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий - непосредственно федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с паспортом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения"), утвержденным решением Правительства Российской Федерации (протокол от 21.09.2021 N 29) и представленным одновременно с законопроектом, период ее реализации включает два этапа:
Этап I: 2018 - 2021 г.,
Этап II: 2022 - 2030 г.
По сравнению с действующей редакцией государственной программы "Развитие здравоохранения" меняются ее цели, которые гармонизированы с проектом Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план):
Цель 1 - Снижение смертности от всех причин до 11,4 на 1000 населения к 2030 году;
Цель 2 - Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
Цель 3 - Удовлетворенность доступностью медицинской помощи, процент.
Как и в действующей редакции, государственная программа "Развитие здравоохранения" включает те же 8 направлений (подпрограмм):
1. "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни";
2. "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины";
3. "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей";
4. "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении";
5. "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья";
6. "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья";
7. "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан";
8. "Информационные технологии и управление развитием отрасли".
При этом в бюджетной классификации направления (подпрограммы) не выделены.
В состав показателей государственной программы "Развитие здравоохранения" включены все показатели Единого плана, относящиеся к указанной государственной программе и ее структурным элементам:
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Значения показателей |
|||
Базовое значение |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
"Снижение смертности от всех причин до 11,4 на 1000 населения к 2030 году" | |||||
Смертность населения от всех причин смерти, на 1000 населения |
|
14,2 |
14,0 |
13,7 |
13,4 |
Младенческая смертность |
|
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,5 |
Смертность населения от новообразований, на 100 тыс. населения |
|
200,1 |
198,5 |
196,8 |
195,1 |
Смертность населения от болезней системы кровообращения, на 100 тыс. населения |
промилле (0,1%) |
600,0 |
590,0 |
575,0 |
555,0 |
Охват населения иммунизацией в рамках Национального календаря профилактических прививок не менее 95% от подлежащих иммунизации, % |
процент |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
"Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году" | |||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
год |
71,70 |
72,3 |
72,9 |
73,6 |
Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни, % |
процент |
10,0 |
10,5 |
11,0 |
11,5 |
Снижение заболеваемости гепатитом С, на 100 тыс. населения |
человек |
27,8 |
24,5 |
21,1 |
17,7 |
Снижение заболеваемости ВИЧ, на 100 тыс. населения |
человек |
56,0 |
54,0 |
52,0 |
50,0 |
Снижение заболеваемости туберкулезом, на 100 тыс. населения |
человек |
42,0 |
40,0 |
38,0 |
36,0 |
"Удовлетворенность доступностью медицинской помощи, процент" | |||||
Доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, % |
процент |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
Доля лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и/или лечение в текущем году из числа состоящих под диспансерным наблюдением, % |
процент |
66,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
Удовлетворенность доступностью медицинской помощи |
процент |
- |
- |
- |
- |
Комитет обращает внимание на завышенное базовое значение показателя "Младенческая смертность" - 4,8 промилле и снижение его к 2024 году до 4,5 промилле. По данным Росстата уже по итогам 2020 года этот показатель достиг 4,5 на 1 000 родившихся живыми.
Также Комитет отмечает, значения целевого показателя "Удовлетворенность доступностью медицинской помощи, процент", не определены и методика его определения отсутствует.
Объемы финансового обеспечения государственной программы "Развитие здравоохранения" за счет средств федерального бюджета, предусмотренные в законопроекте, в период 2022 - 2024 годов составят в целом 2 925 281,0 млн. рублей, из них: в 2022 году - 991 710,8 млн. рублей, в 2023 году - 957 605,3 млн. рублей и в 2024 году - 975 964,9 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в разрезе ее структурных элементов характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
1 157 330,4 |
991 710,8 |
957 605,3 |
975 964,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
255 516,5 |
343 307,2 |
303 608,5 |
304 922,1 |
Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" |
8 136,9 |
5 454,6 |
4 857,3 |
5 597,0 |
Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
19 947,5 |
25 085,8 |
18 298,7 |
24 788,3 |
Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
183 390,2 |
182 795,8 |
154 113,3 |
152 366,3 |
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" |
12 345,6 |
14 559,3 |
15 946,6 |
8 464,2 |
Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" |
3 288,9 |
1 190,7 |
1 208,1 |
1 246,6 |
Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров, внедрение инновационных медицинских технологий" |
11 336,5 |
10 735,6 |
9 870,1 |
12 109,3 |
Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
16 656,7 |
13 095,0 |
9 000,0 |
10 000,0 |
Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" |
27,0 |
27,0 |
27,0 |
30,0 |
Федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" |
0,00 |
90 000,0 |
90 000,0 |
90 000,0 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
71,0 |
71,0 |
70,8 |
78,9 |
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" |
316,3 |
292,5 |
216,6 |
241,5 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
136 681,4 |
35 954,6 |
32 541,2 |
27 280,3 |
"Развитие инфраструктуры здравоохранения" |
129 382,3 |
26 754,6 |
22 541,2 |
17 280,3 |
"Санитарный щит страны - безопасность для здоровья (предупреждение, выявление, реагирование)" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Обеспечение расширенного неонатального скрининга" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация" |
0,0 |
9 200,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
"Медицинская наука для человека" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ведомственные проекты |
19 188,3 |
44 852,2 |
47 105,4 |
50 103,6 |
"Укрепление материально-технической базы учреждений" |
8 149,5 |
6 283,5 |
6 015,4 |
6 177,2 |
"Создание и развитие информационных систем в сфере здравоохранения" |
137,7 |
153,6 |
105,1 |
105,1 |
"Внедрение Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) на территории Российской Федерации" |
0,0 |
26,0 |
0,0 |
0,0 |
"Обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими или хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями" |
10 901,1 |
38 389,1 |
40 984,9 |
43 821,2 |
Комплексы процессных мероприятий |
674 589,8 |
567 596,7 |
574 350,1 |
593 659,0 |
"Организация санаторно-курортного лечения" |
17 458,0 |
19 809,1 |
18 330,8 |
18 384,0 |
"Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" |
44 301,5 |
41 649,3 |
43 581,8 |
45 979,2 |
"Управление кадровыми ресурсами здравоохранения" |
7 729,9 |
7 739,3 |
7 776,8 |
7 827,3 |
"Осуществление контроля, экспертизы, мониторинга и предоставления государственных услуг в сфере охраны здоровья" |
3 655,0 |
4 082,7 |
4 249,2 |
4 212,3 |
"Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации" |
153 453,8 |
177 229,3 |
177 183,2 |
185 492,3 |
"Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации" |
4 317,7 |
4 568,9 |
4 666,3 |
4 775,9 |
"Организация оказания медицинской помощи учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации" |
13 942,0 |
15 497,3 |
15 481,4 |
16 663,1 |
"Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
30 498,5 |
37 029,2 |
38 341,9 |
40 476,0 |
"Содействие международному сотрудничеству в сфере охраны здоровья" |
1 061,1 |
932,3 |
937,8 |
949,0 |
"Анализ и мониторинг системы здравоохранения" |
338,6 |
245,3 |
237,2 |
245,8 |
"Развитие государственной экспертной деятельности в сфере здравоохранения" |
947,7 |
969,3 |
1 011,5 |
1 043,1 |
"Информационно-технологическая и эксплуатационная поддержка" |
665,4 |
674,2 |
684,8 |
698,1 |
"Совершенствование оказания скорой медицинской помощи и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф" |
133 550,3 |
1 227,8 |
1 203,3 |
1 227,6 |
"Организация донорства и трансплантации органов в Российской Федерации" |
215,0 |
215,1 |
215,2 |
215,3 |
"Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами" |
202 321,8 |
217 070,3 |
221 375,0 |
225 408,6 |
"Развитие службы крови" |
5 396,1 |
5 758,8 |
5 828,6 |
5 868,4 |
"Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации" |
33 065,5 |
11 912,8 |
11 930,2 |
11 946,6 |
"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" |
12 622,6 |
12 944,1 |
13 347,3 |
14 151,2 |
"Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" |
4 031,1 |
4 281,1 |
4 359,9 |
4 401,3 |
"Обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в том числе территориальных органов" |
5 018,1 |
3 760,6 |
3 607,9 |
3 693,9 |
Кроме того: |
|
|
|
|
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
43 654,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
27,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
------------------------------
* Показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 385-ФЗ), в 2022 году увеличены на 44 280,8 млн. рублей, в 2023 году на 46 150,2 млн. рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, увеличены на 18 359,6 млн. рублей.
В структуру государственной программы входит 40 структурных элементов, из них: 11 федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, 5 федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, 4 ведомственных проекта, 20 комплексов процессных мероприятий
Среди новых структурных элементов государственной программы "Развитие здравоохранения" Комитет отмечает следующие:
- федеральный проект "Санитарный щит страны - безопасность для здоровья (предупреждение, выявление, реагирование)" - расходы не предусмотрены;
- федеральный проект "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация" с объемами финансирования в 2022 году - 9 200,0 млн. рублей, в 2023 - 2024 годах - 10 000,0 млн. рублей ежегодно;
- федеральный проект "Медицинская наука для человека" - расходы не предусмотрены;
- ведомственный проект "Внедрение Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) на территории Российской Федерации" с объемом финансирования в 2022 году - 26,0 млн. рублей.
Комплекс процессных мероприятий "Научные исследования и разработки" с 2022 года будет реализовываться в рамках государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
В рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" предусматриваются следующие межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
млн. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Субвенции: |
40 740,9 |
42 163,9 |
43 644,3 |
Субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов |
40 740,9 |
42 163,9 |
43 644,3 |
Иные межбюджетные трансферты: |
49 686,3 |
28 268,6 |
14 431,1 |
Переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями |
19 637,9 |
5 106,0 |
|
Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений |
14 854,8 |
8 067,7 |
|
Иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения |
13 645,7 |
13 645,7 |
13 645,7 |
Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), а также после трансплантации органов и (или) тканей |
401,0 |
401,0 |
|
Иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства |
90,9 |
90,9 |
|
Проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания |
24,0 |
24,0 |
26,7 |
Иные межбюджетные трансферты на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, гражданам Украины и лицам без гражданства медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
295,6 |
180,3 |
192,9 |
Иные межбюджетные трансферты на осуществление медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки) |
130,9 |
130,9 |
130,9 |
Иные межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой медицинских изделий по заготовке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для реализации мероприятий по развитию службы крови |
203,6 |
203,6 |
|
Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Абхазия и Республики Южная Осетия |
402,0 |
418,1 |
434,9 |
Субсидии: |
162 201,2 |
156 418,8 |
163 592,9 |
Субсидии на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек |
5 966,8 |
5 938,5 |
5 938,5 |
Реализация региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
6 875,9 |
4 822,0 |
5 309,4 |
Субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения |
88 849,4 |
88 849,4 |
88 849,4 |
Субсидии на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
6 245,9 |
6 245,9 |
6 245,9 |
Субсидии на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями |
2 316,2 |
2 316,2 |
2 316,2 |
Субсидии в целях развития паллиативной медицинской помощи |
3 671,1 |
3 671,1 |
3 671,1 |
Обеспечение закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи |
5 373,6 |
4 857,3 |
5 597,0 |
Переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями |
|
|
5 000,0 |
Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений |
|
|
14 548,3 |
Обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении |
10 150,0 |
10 150,0 |
10 150,0 |
Новое строительство и реконструкция |
11 964,2 |
6 897,2 |
6 749,6 |
Новое строительство или реконструкция детских больниц (корпусов) |
14 559,3 |
15 946,5 |
8 464,2 |
Реализация региональных программ по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений |
76,5 |
76,5 |
85,0 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации |
5 652,1 |
2 748,0 |
668,2 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации |
500,0 |
3 900,0 |
|
В связи с ограничением с 2024 года предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов:
с 2024 года ассигнования федерального бюджета на "Переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями" и "Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений" предусмотрены в форме субсидий;
на 2024 год не предусмотрены ассигнования до уточнения формы предоставления межбюджетного трансферта:
на финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), а также после трансплантации органов и (или) тканей;
на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства.
В целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой медицинских изделий по заготовке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для реализации мероприятий по развитию службы крови, в 2022 - 2023 годах предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 203,7 млн. рублей ежегодно. За счет указанных ассигнований до 2024 года планируется реализовать мероприятия по развитию службы крови в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов характеризуются следующими данными:
млн. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
55 218,7 |
47 075,2 |
32 870,8 |
в том числе: |
|
|
|
Национальный проект "Здравоохранение" |
28 667,7 |
24 737,6 |
15 590,5 |
по главным распорядителям средств федерального бюджета |
|
|
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
43 488,7 |
33 726,0 |
21 854,0 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
1 439,7 |
1 038,3 |
583,8 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
4 352,2 |
3 290,5 |
4 110,5 |
Предусматривается в том числе строительство и реконструкция ряда значимых объектов: комплекса зданий Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова, г. Санкт-Петербург; онкоклинического центра с поликлиникой Якутского республиканского онкологического диспансера; корпусов областных клинических онкологических диспансеров в гг. Воронеж и Рязань; областного клинического онкологического диспансера на 200 коек, г. Саратов; корпуса Архангельской областной детской клинической больницы им. П.Г. Выжлецова; областных детских больниц в гг. Красногорск, Оренбург и Тверь; лечебно-реабилитационного корпуса Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Астрахани; здания Института экспериментальной кардиологии Национального медицинского исследовательского центра кардиологии, г. Москва; Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, г. Москва; научно-клинического нейрохирургического комплекса Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова, г. Санкт-Петербург; Центра высоких медицинских технологий Национального медицинского исследовательского центра хирургии имени А.В. Вишневского, г. Москва, федерального научно-клинического центра спортивной медицины и реабилитации, г. Сочи, Многопрофильного медицинского центра Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России; научно-исследовательского института - Краевой клинической больницы N 1 имени профессора С.В. Очаповского, г. Краснодар и других.
Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), составит в 2022 году - 326 027,3 млн. рублей (111,1% к уровню 2022 года, утвержденному Законом N 385-ФЗ), в 2023 году - 326 765,1 млн. рублей (110,6% к уровню 2023 года, утвержденному Законом N 385-ФЗ), в 2024 году - 335 057,3 млн. рублей (102,5% к уровню 2023 года по законопроекту).
Указанные межбюджетные трансферты обеспечат:
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в 2022 году в объеме 140 000,0 млн. рублей в 2022 - 2024 годах ежегодно;
финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования и родовых сертификатов) в 2022 году в объеме 121 325,8 млн. рублей, в 2023 году - 125 957,4 млн. рублей, в 2024 году - 130 780,5 млн. рублей;
компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2022 году в объеме 47 501,5 млн. рублей (125,3% к уровню 2022 года, утвержденному Законом 385-ФЗ), в 2023 году в объеме 50 807,7 млн. рублей (125,2% к уровню 2023 года, утвержденному Законом 385-ФЗ), в 2024 году в объеме 54 276,8 млн. рублей (106,8% к уровню 2023 года Законопроекта);
дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по медицинской реабилитации, в 2022 году в объеме 9 200,0 млн. рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 10 000,0 млн. рублей ежегодно в рамках федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация";
дополнительное финансовое обеспечение реализации углубленной программы профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в 2022 году в объеме 8 000,0 млн. рублей.
Ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение"
Бюджетные ассигнования по разделу "Здравоохранение" в 2022 году составят 1 245 485,4 млн. рублей, в 2023 году - 1 211 511,3 млн. рублей, в 2024 году - 1 234 799,6 млн. рублей.
Удельный вес раздела "Здравоохранение" в общем объеме расходов федерального бюджета в 2022 - 2024 годах по сравнению с 2021 годом (5,8%) уменьшится и составит 5,3%, 4,9% и 4,9% соответственно.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" в 2021 - 2024 годах характеризуются следующими данными:
млн. руб.
Наименование раздела/подраздела |
2021*год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Здравоохранение в том числе подразделы: |
1 362 311,3 |
1 245 485,4 |
1 211 511,3 |
1 234 799,6 |
Стационарная медицинская помощь |
214 130,0 |
224 261,6 |
194 085,2 |
202 531,1 |
Амбулаторная помощь |
271 929,1 |
252 610,8 |
256 806,9 |
262 794,3 |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
915,2 |
833,5 |
877,2 |
932,7 |
Скорая медицинская помощь |
6 168,2 |
6 224,6 |
5 711,6 |
6 453,4 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
55 108,1 |
52 740,0 |
51 658,0 |
56 516,2 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
6 136,2 |
6 021,3 |
6 092,3 |
6 146,2 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
39 867,5 |
38 056,9 |
39 480,0 |
41 146,3 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
54 352,6 |
53 601,2 |
47 583,1 |
43 855,1 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
713 704,3 |
611 135,5 |
609 217,1 |
614 424,4 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 года
------------------------------
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 106 287,8 млн. рублей, в 2023 году на 102 831,3 млн. рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2023 год, на 23 288,3 млн. рублей.
Ассигнования на централизованные закупки лекарственных препаратов составят: 2022 год - 159 038,1 млн. рублей, в 2023 год - 161 910,6 млн. рублей, 2024 год - 164 849,5 млн. рублей. Комитет отмечает, что бюджетная классификация не позволяет оценить составляющие этой суммы (расходы на национальный календарь профилактических прививок, на программу "14 высокозатратных нозологий" и другие).
Расходы на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями составят в 2022 году - 78 565,4 млн. рублей, в 2023 году - 84 003,7 млн. рублей, в 2024 году - 89 808,8 млн. рублей.
Комитет отмечает, что Законом N 385-ФЗ на указанные цели были зарезервированы ассигнования в объеме: 2021 год - 60 000,0 млн. рублей, 2022 год - 64 096,4 млн. рублей, 2023 год - 68 559,8 млн. рублей. Комитет поддерживает увеличение расходов на лечение детей с тяжелыми, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.
Выделенные средства предусматривается использовать по двум направлениям:
централизованные закупки лекарственных препаратов: 2022 год - 40 176,3 млн. рублей, 2023 год - 43 048,8 млн. рублей, 2024 год - 45 987,6 млн. рублей;
грант в форме субсидии Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра": 2022 год - 38 389,1 млн. рублей, 2023 год - 40 984,9 млн. рублей, 2024 год - 43 821,2 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" по разделу 09 "Здравоохранение" в 2022 - 2024 годах характеризуются следующими данными:
млн. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Министерство здравоохранения Российской Федерации в том числе: |
23 510,8 |
23 510,8 |
23 510,8 |
федеральный проект "Создание крупных объектов инфраструктуры науки и высшего образования" |
9 919,5 |
3 873,1 |
0,0 |
ведомственный проект "Инфраструктурное развитие науки и высшего образования" |
516,6 |
321,4 |
0,0 |
комплекс процессных мероприятий "Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" |
13 074,8 |
13 263,2 |
13 734,8 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в том числе: |
4 087,3 |
4 193,9 |
4 301,3 |
комплекс процессных мероприятий "Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" |
4 087,3 |
4 193,9 |
4 301,3 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в том числе: |
4 085,6 |
4 241,4 |
4 443,1 |
модернизация и развитие системы социально-гигиенического мониторинга |
32,3 |
0,0 |
0,0 |
комплекс процессных мероприятий "Научное обеспечение организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" |
4 053,3 |
4 241,4 |
4 443,1 |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в том числе: |
121,3 |
128,6 |
137,0 |
комплекс процессных мероприятий "Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" |
121,3 |
128,6 |
137,0 |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в том числе: |
65,3 |
79,7 |
77,5 |
комплекс процессных мероприятий "Проведение прикладных научных исследований по широкому спектру направлений" |
65,3 |
79,7 |
77,5 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" в том числе: |
197,2 |
202,4 |
207,7 |
комплекс процессных мероприятий "Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" |
197,2 |
202,4 |
207,7 |
Федеральное медико-биологическое агентство в том числе: |
4 219,9 |
4 378,4 |
4 544,4 |
ведомственный проект "Научные исследования в области спортивной медицины" |
113,4 |
113,4 |
113,4 |
ведомственный проект "Научные исследования для разработки мероприятий медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий" |
172,8 |
172,8 |
172,8 |
комплекс процессных мероприятий "Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в интересах медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий" |
3 933,7 |
4 092,2 |
4 258,2 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в том числе: |
1 774,0 |
2 210,2 |
3 594,5 |
создание новейшего отечественного научно-образовательного медицинского центра ядерной медицины на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
1 774,0 |
2 210,2 |
3 594,5 |
Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства" в том числе: |
1 152,1 |
1 540,0 |
1 978,1 |
федеральный проект "Научное обеспечение развития инфраструктуры здравоохранения" |
1 152,1 |
1 540,0 |
1 978,1 |
Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Основными источниками финансирования сферы здравоохранения в среднесрочном периоде будут являться средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение характеризуется следующими данными:
млрд. рублей
Показатель |
2019 год факт |
2020 год факт |
2021 год* |
2022 год проект |
2023 год проект |
2024 год проект |
Здравоохранение |
3 805 |
4 964 |
5 060 |
5 187 |
5 377 |
5 656 |
% к ВВП |
3,5 |
4,6 |
4,1 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
------------------------------
* оценка с учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в абсолютном выражении вырастет почти в 1,5 раза - с 3 805 млрд. рублей в 2019 году до 5 656 млрд. рублей в 2024 году. Соответственно доля расходов на здравоохранение в структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повысится с 3,5% ВВП в 2019 году до 3,7% ВВП в 2024 году. Максимальный удельный вес государственных расходов на здравоохранение в структуре бюджетной системы Российской Федерации сложился в 2020 году и составил 4,6% ВВП.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305 (в редакции от 31.03.2021 N 514).
В соответствии с паспортом государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (далее - государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"), утвержденным решением Правительства Российской Федерации (протокол от 21.09.2021 N 29) и представленным одновременно с законопроектом, период реализации включает два этапа:
Этап I: 2013 - 2021 гг.
Этап II: 2022 - 2030 гг.
Цель государственной программы изменена: Увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств и медицинских изделий в денежном выражении в 2 раза к 2030 году по сравнению с 2021 годом.
Согласно паспорту государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" включает 3 направления (подпрограммы):
1. "Содействие развитию фармацевтической промышленности".
2. "Содействие развитию медицинской промышленности".
3 "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности".
Новая редакция паспорта государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" включает 7 показателей (в действующей программе 10 целевых индикаторов и показателей):
Наименование показателя |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Значения показателей |
|||
Базовое значение |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
"Увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств и медицинских изделий в денежном выражении в 2 раза к 2030 году по сравнению с 2021 годом" | |||||
Объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий (в денежном выражении) |
|
658,0 |
712,0 |
771,0 |
835,0 |
Объем производства отечественных лекарственных средств (в денежном выражении) |
|
573,0 |
623,0 |
676,0 |
732,0 |
Объем производства отечественных медицинских изделий (в денежном выражении) |
млрд. рублей |
85,0 |
89,0 |
95,0 |
103,0 |
Доля лекарственных средств локального производства от суммарного потребления в денежном выражении |
процент |
35,8 |
36,3 |
36,6 |
37,0 |
Доля медицинских изделий локального производства от суммарного потребления в денежном выражении |
процент |
28,0 |
29,0 |
29,5 |
30,0 |
Объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий |
млрд. рублей |
84,0 |
107,0 |
136,0 |
180,0 |
Доля стратегически значимых лекарственных средств, производство которых осуществляется по полному производственному циклу на территории Российской Федерации |
процент |
84,2 |
85,1 |
86,1 |
88,0 |
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" в разрезе ее структурных элементов характеризуются следующими данными:
млн. рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
9 420,9 |
4 807,4 |
2 681,1 |
254,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
7 862,1 |
4 516,1 |
2 462,3 |
0,0 |
"Развитие производства лекарственных средств" |
3 108,1 |
3 016,1 |
2 462,3 |
0,0 |
"Развитие производства медицинских изделий" |
654,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Развитие инвестиционной инфраструктуры исследований и разработок в области фармацевтической и медицинской промышленности" |
4 100,0 |
1 500,0 |
0,0 |
0,0 |
Ведомственные проекты |
564,6 |
|
|
|
"Оснащение, реконструкция и техническое перевооружение производственных и лабораторных комплексов, осуществляющих деятельность в области иммунобиологии" |
564,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
536,1 |
291,4 |
218,8 |
254,1 |
"Обеспечение деятельности подведомственных организаций, институтов развития, осуществление закупочной и иной процессной деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в области фармацевтической и медицинской промышленности" |
23,6 |
141,4 |
68,8 |
104,1 |
"Демонстрации достижений и вывод на рынки продукции отечественной фармацевтической и медицинской промышленности" |
512,5 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
Кроме того: |
|
|
|
|
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
378,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", в 2022 году составят 4 807,4 млн. рублей, в 2023 году - 2 681,2 млн. рублей и в 2024 году - 254,1 млн. рублей.
Уменьшение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" обусловлено:
уменьшением бюджетных ассигнований на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства ФГУП "Московский эндокринный завод" в связи с уточнением сроков подготовки проектной документации и начала строительства (реконструкции) отдельных объектов;
уменьшением в 2022 - 2023 годах на 80,0 млн. рублей ежегодно бюджетных ассигнований на осуществление государственных закупок по сравнению с объемами, предусмотренными Законом N 385-ФЗ;
консолидацией расходов, относящихся к научным исследованиям, в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
В рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" предусматриваются следующие мероприятия:
млн. рублей
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
|
|
|
Федеральный проект "Научное обеспечение развития производства лекарственных средств" субсидии российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных лекарственных препаратов |
2 830,0 |
3 279,9 |
4 579,5 |
Федеральный проект "Научное обеспечение развития производства медицинских изделий" из них: |
539,3 |
523,5 |
1 108,5 |
субсидии российским организациям на финансовое обеспечение затрат по разработке, испытанию и внедрению инновационной продукции реабилитационной направленности с участием инвалидов |
300,0 |
300,0 |
0,0 |
субсидии российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных медицинских изделий |
239,3 |
223,5 |
1 108,5 |
Комплекс процессных мероприятий "Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" |
36,0 |
36,0 |
36,0 |
Выводы.
1. Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает существенный рост совокупных государственных расходов на развитие отрасли здравоохранение с 3 805 млрд. рублей в 2019 году до 5 656 млрд. рублей, почти в 1,5 раза в абсолютном выражении. При этом доля государственных расходов на здравоохранение в расходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации повысится незначительно - с 3,5% ВВП в 2019 году до 3,7% ВВП в 2024 году.
2. В законопроекте пока не нашли отражения вопросы:
- финансового обеспечения инициатив "Санитарный щит страны - безопасность для здоровья (предупреждение, выявление, реагирование)", "Медицинская наука для человека", включенных в Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.;
- финансового обеспечения федерального проекта "Обеспечение расширенного неонатального скрининга";
- поэтапного внедрения отраслевой системы оплаты труда медицинских работников.
3. В связи с переходом к новой системе управления государственными программами меняется структура государственной программы "Развитие здравоохранения", цели и целевые показатели, которые основываются на проекте Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. При этом указанный документ в материалах к законопроекту не представлен.
Предполагается, что постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утратит силу после принятия проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Новый документ будет устанавливать только стратегические приоритеты в сфере государственной программы, не будет включать паспорт государственной программы и правила предоставления и распределения субсидий, т.е. не будет носить целостный характер.
В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786, в паспорте государственной программы (комплексной программы) сведения представляются с 2022 года.
Все это затрудняет проведение полноценного анализа государственной программы "Развитие здравоохранения" в сопоставимых условиях.
4. Комитет считает важным получить более детальную информацию о расходах федерального бюджета на централизованные закупки лекарственных препаратов.
5. В регионах отмечается рост просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций, в том числе связанной с работой в условиях новой коронавирусной инфекции. Предлагаем рассмотреть вопрос о выделении целевых средств федерального бюджета на оказание финансовой поддержки регионам в целях полного или частичного погашения просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. В связи с удорожанием стоимости строительных материалов, ремонтных и строительных работ полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об увеличении расходов на реализацию региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Заключение утверждено на заседании Комитета 14 октября 2021 года (протокол N 2).
Председатель Комитета |
Д.А. Хубезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.