Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1191971-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства Российской Федерации при использовании суррогатного материнства на территории Российской Федерации), внесенный Н.Г. Земцовым, И.А. Юмашевой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1191971-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требования о наличии гражданства Российской Федерации при использовании суррогатного материнства на территории Российской Федерации), внесенный Н.Г. Земцовым, И.А. Юмашевой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Проектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в Семейный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" с целью введения запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Авторами законопроекта предлагается определить, что право на применение технологий суррогатного материнства имеют потенциальные родители, состоящие в браке между собой и являющиеся гражданами Российской Федерации (один из них), либо одинокая женщина, являющаяся гражданкой Российской Федерации, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
Предлагаемое изменение в действующее законодательство о наличии у потенциальных родителей гражданства Российской Федерации связано с тем, что дети, рожденные на территории Российской Федерации в результате применения суррогатного материнства, не приобретают гражданство Российской Федерации, если их генетические родители (записанные родителями в свидетельстве о рождении ребенка), не являются гражданами Российской Федерации.
Отсутствие у ребенка гражданства Российской Федерации лишает оснований для последующего контроля за судьбой этого ребенка со стороны российских компетентных органов и возможности ведения полноценного статистического учета случаев нарушения прав таких детей.
Авторы законопроекта отмечают, что их опасения также связаны с тем, что действующим законодательством не установлен четкий перечень условий, соблюдение которых дает потенциальным родителям, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, право прибегнуть к услугам суррогатного материнства на территории России.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей полагает необходимым обратить внимание на следующие моменты.
В соответствии с изменениями, вносимыми в часть 9 статьи 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), заключить договор о суррогатном материнстве может одинокая женщина либо потенциальные родители, состоящие в браке. Однако законопроект не вносит корреспондирующие изменения в часть 3 этой же статьи, предоставляющей право на использование вспомогательных репродуктивных технологий (к которым в соответствии с частью 1 этой же нормы относится и суррогатное материнство) мужчинам и женщинам, как состоящим, так и не состоящим в браке.
Законопроект дополняет статью 55 Федерального закона N 323-ФЗ частью 11, в соответствии с которой один из потенциальных родителей (или оба потенциальных родителя), состоящие в браке между собой, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, указанным в части 9 рассматриваемой статьи, должны быть гражданами Российской Федерации.
Предлагаемое положение не согласуется с иными положениями законопроекта. Например, из проектируемой части 3.1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) следует, что такие потенциальные родители или одинокая женщина могут быть иностранными гражданами или лицами без гражданства. Кроме того, в проектируемой части 3 статьи 12 Федерального закона N 62-ФЗ в отношении названных категорий лиц предусмотрена отмена (прекращение) гражданства Российской Федерации.
Кроме того, стоит обратить внимание, что в указанных положениях законопроекта не учитывается принцип приобретения ребенком гражданства Российской Федерации, если он рожден от лиц, оба или один из которых являются гражданами Российской Федерации (пункт "а" части 1 статьи 12 Федерального закона N 62-ФЗ), или указанный ребенок рожден на территории Российской Федерации иностранными гражданами, однако может оказаться лицом без гражданства (пункт "г" части 1 статья 12 Федерального закона N 62-ФЗ).
Обращаем внимание, что в законопроекте также не учитывается правовой статус суррогатной матери, ее гражданство, а также ее согласие на запись в книге записей рождений потенциальных родителей родителями ребенка (см. пункт 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта). Однако из указанного положения законопроекта следует, что такой ребенок приобретает гражданство Российской Федерации независимо от данного согласия.
К законопроекту высказаны существенные замечания Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и Верховным Судом Российской Федерации.
Руководствуясь вышеуказанным, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей своим решением от 16 июля 2021 года предложил авторам законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст проекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении.
Однако, авторы измененный текст проекта в Государственную Думу не представили.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.