Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1191971-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы П.О. Толстым, В.И. Пискаревым, Н.Г. Земцовым, И.А. Юмашевой и сенатором Российской Федерации М.Н. Павловой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с проектируемой частью 11 статьи 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) (пункт 2 статьи 1 законопроекта) один из потенциальных родителей (или оба потенциальных родителя), состоящие в браке между собой, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, указанные в части 9 рассматриваемой статьи, должны быть гражданами Российской Федерации.
Предлагаемое положение не согласуется с иными положениями законопроекта. Например, из проектируемой части 3.1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) (статья 4 законопроекта) следует, что такие потенциальные родители или одинокая женщина могут быть иностранными гражданами или лицами без гражданства. Кроме того, в проектируемой части 3 статьи 12 Федерального закона N 62-ФЗ в отношении названных категорий лиц предусмотрена отмена (прекращение) гражданства Российской Федерации.
Обращаем также внимание, что в указанных положениях законопроекта не учитывается принцип приобретения гражданства Российской Федерации, при котором ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он рожден от лиц, оба или один из которых являются гражданами Российской Федерации (пункт "а" части 1 статьи 12 Федерального закона N 62-ФЗ), или указанный ребенок рожден на территории Российской Федерации иностранными гражданами, однако может оказаться лицом без гражданства (пункт "г" части 1 статья 12 Федерального закона N 62-ФЗ). При этом в законопроекте (см. статью 4) также не учитывается правовой статус женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), ее гражданство, а также ее согласие на запись в книге записей рождений потенциальных родителей родителями ребенка (см. пункт 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта). Однако из указанного положения законопроекта следует, что такой ребенок приобретает гражданство Российской Федерации независимо от данного согласия.
Кроме того, законопроектом (см. статьи 1 и 4) предусматривается, чтобы потенциальные родители состояли в браке между собой, что не согласуется с частью 3 статьи 55 Федерального закона N 323-ФЗ, в которой указано, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий, к которым в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона N 323-ФЗ относится и суррогатное материнство.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.