Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 23 декабря 2021 г. N 3.7-03/4145
по проекту федерального закона N 1153910-7 "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (проект N 1153910-7), принятый Государственной Думой 16 декабря 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 42-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой".
Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный суд) признал неконституционной норму части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению или невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для такого использования, указав, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды по-разному понимают порядок и условия реализации собственником (правообладателем) земельного участка предоставленного ему права самостоятельного выбора вспомогательного вида разрешенного использования земли.
Конституционный суд пришел к выводу, что действующее градостроительное и земельное законодательство не позволяет сделать однозначного вывода о наличии у собственника (правообладателя) земельного участка обязанности вносить в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка в качестве условия для его правомерного осуществления. В этой связи возникает неопределенность в вопросе о возможности привлечения такого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в случаях, когда указанные сведения не внесены в ЕГРН.
Конституционный суд отметил, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы, связанные с определением правового режима земельного участка и его разрешенным использованием, свидетельствует о том, что собственник земельного участка имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и в дополнение к основному вспомогательный вид разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом, указанным законодательством не возлагаются какие-либо обязанности на собственника (правообладателя) земельного участка по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти.
С целью устранения правовой неопределенности, в вопросе о необходимости внесения сведений о вспомогательных видах использования земельного участка в ЕГРН, Федеральным законом предлагается пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации дополнить положением о том, что основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Соответствующие изменения вносятся в статью 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исключающие вспомогательные виды разрешенного использования из перечня дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, необходимых для внесения в кадастр недвижимости.
В случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о виде разрешенного использования земельного участка и (или) о таком земельном участке, выбранным считается вид разрешенного использования, указанный в правоустанавливающем и (или) правоудостоверяющем документе на данный земельный участок, выданном до 31 января 1998 года.
Принятие данного Федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Председатель Комитета |
А.П. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.