Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63540-8 "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах" направлен на совершенствование правового механизма взимания регулярных платежей и обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно установленных сроков геологического изучения недр.
Сроки геологического изучения недр закреплены в абзаце 2 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и составляют, по общему правилу, 5 лет, а для отдельных регионов страны и континентального шельфа - 7 и 10 лет соответственно. Данные сроки соответствуют или превышают общемировую практику определения сроков поисково-оценочных работ, при этом пользователи недр согласно части 3 указанной статьи вправе продлевать указанные сроки для завершения проведения работ.
Несмотря на то, что возможность продления сроков геологического изучения недр представляется необходимой и обоснованной, общемировая практика предусматривает кратное увеличение размера платежей за геологическое изучение недр за затягивание соответствующих работ. При этом действующая редакция Закона "О недрах" устанавливает незначительные платежи за пользование недрами, увеличение которых при проведении работ за пределами нормативно установленного срока не осуществляется.
В подобной ситуации пользователи недр не заинтересованы в интенсификации проводимых работ по геологическому изучению недр и скорейшем выходе на экспертизу запасов.
В настоящее время единственным эффективным механизмом, направленным на обеспечение соблюдения пользователями недр сроков проведения работ по геологическому изучению недр, является механизм досрочного прекращения права пользования недрами за нарушение лицензионных обязательств.
Законопроектом предлагается ввести альтернативный экономический механизм стимулирования недобросовестных пользователей недр к проведению работ по геологическому изучению недр в нормативно установленные сроки.
В случае превышения нормативно установленного срока геологического изучения недр, законопроектом предлагается установить повышающие коэффициенты к ставке регулярных платежей, установленной на год, предшествующий году, когда предельный срок геологического изучения недр был превышен, в следующих размерах:
за первый год, следующий за годом, когда указанный предельный срок геологического изучения недр был превышен, - 2;
за второй год, следующий за годом, когда указанный предельный срок геологического изучения недр был превышен, - 10;
за третий и последующие годы, следующие за годом, когда указанный предельный срок геологического изучения недр был превышен, - 100.
Вводимые нормы не распространяются на случаи уплаты регулярных платежей за предоставленное пользователю недр право пользования недрами для геологического изучения участков недр, находящихся во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на участках недр, расположенных в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на участках недр российского сектора Каспийского моря.
При этом уточнен перечень морских участков недр, который дополнен участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, что соответствует Федеральному закону от 29 июня 2015 г. N 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Также перечень морских участков дополнен участками недр российского сектора Каспийского моря.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 14 октября 2017 г. N Пр-2084 законопроект был доработан в части дополнения его положениями, предусматривающими возможность вычета понесенных недропользователем затрат на проведение работ по геологическому изучению недр. При этом затраты на проведение геологического изучения недр учитываются согласно сводному перечню проектируемых работ, являющемуся составной частью проектной документации на проведение геологического изучения недр, подготовленной и утвержденной в соответствии с требованиями статьи 36.1 Закона "О недрах".
Кроме того, в случае открытия месторождения на участке недр, предоставленном для геологического изучения недр, законопроектом предусмотрен отсчет нового срока проведения поисковых работ в отношении площади, из которой исключается площадь открытого месторождения.
Также отсчет нового срока проведения поисковых работ предусмотрен в случае выполнения на участке недр в полном объеме работ по геологическому изучению недр и отказа от более чем 25% первоначальной площади предоставленного для геологического изучения участка недр.
Кроме того, законопроектом предлагается:
уточнить понятие регулярных платежей, а также дать четкое определение перечня оснований и случаев их взимания;
уточнить перечень территорий, в отношении которых взимаются регулярные платежи с учетом принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
уточнить механизм определения площадей, за пользование которыми должны взиматься регулярные платежи за пользование недрами;
нормативно закрепить, что регулярные платежи взимаются за весь период действия лицензий на пользование недрами, независимо от фактического проведения или непроведения на них работ по геологическому изучению недр, разведке полезных ископаемых.
Вступление в силу законопроекта предлагается с 1 марта 2023 г. (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"
Ставки регулярных платежей за пользование недрами определяются статьей 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и различаются по видам сырья.
При этом платежи за право пользование недрами на стадии поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, с одной стороны, составляют крайне незначительную часть в общих затратах на проведение поисково-оценочных работ (как правило менее 0,1%), а с другой - не стимулируют проведение данных работ в отведенные законодательством сроки.
Диапазон значений ставок регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых составляет от 20 - 75 рублей/км для твердых полезных ископаемых до 120 - 540 рублей/км2 для углеводородного сырья.
Учитывая, что средние значения площадей лицензионных участков, на стадии поиска и оценки месторождений полезных ископаемых находятся в диапазоне 10 - 500 км2, ежегодные регулярные платежи составляют порядка 0,2 млн. - 5 млн. рублей, что значительно ниже, чем затраты на проведение работ по геологическому изучению недр даже на незначительных площадях.
По данным Роснедр, основное количество лицензий с превышением нормативно установленных сроков геологического изучения недр по всем видам полезных ископаемых приходится на лицензии со сроком до 5 лет (72,5%):
Типы полезного ископаемого |
Количество лицензий с превышением срока геологического изучения недр |
||||
менее 2 лет |
2 - 5 лет |
5 - 7 лет |
более 7 лет |
итого лицензий |
|
Алмазы |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Неметаллическое сырье |
6 |
6 |
2 |
2 |
16 |
Драгоценные металлы |
79 |
115 |
31 |
38 |
263 |
Цветные металлы |
2 |
5 |
1 |
3 |
11 |
Черные металлы |
2 |
5 |
1 |
0 |
8 |
Радиоактивные и редкие |
3 |
0 |
1 |
1 |
5 |
Угли и горючие сланцы |
5 |
11 |
1 |
1 |
18 |
Углеводородное сырье |
13 |
91 |
9 |
39 |
152 |
Всего |
111 |
234 |
47 |
84 |
476 |
Для создания условий, делающих несоблюдение сроков геологического изучения недр, установленных статьей 10 Закона "О недрах", экономически необоснованным, проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах" предусматривается кратное увеличение размера регулярного платежа с возрастающим увеличивающим коэффициентом к ставке регулярного платежа, зависящим от количества лет с момента превышения пользователем недр нормативно установленных сроков геологического изучения недр.
Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, с учетом возможного превышения нормативно установленного срока геологического изучения составит:
(рублей за 1 кв. км участка недр)
Вид полезного ископаемого |
Действующая ставка регулярного платежа |
Ставка с учетом повышающего коэффициента по годам |
|||
мин. |
макс. |
+1 год |
+2 года |
+3 года и более |
|
Углеводородное сырье |
120 |
540 |
1080 |
5400 |
54 000 |
на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации |
50 |
225 |
225 |
225 |
225 |
Драгоценные металлы |
90 |
405 |
810 |
4050 |
40500 |
Металлические полезные ископаемые |
50 |
225 |
450 |
2250 |
22500 |
Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов |
45 |
205 |
410 |
2050 |
20500 |
Неметаллические полезные ископаемые, уголь, горючие сланцы и торф |
27 |
135 |
270 |
1350 |
13500 |
Прочие твердые полезные ископаемые |
20 |
75 |
150 |
750 |
7500 |
Подземные воды |
30 |
135 |
270 |
1350 |
13500 |
Максимально возможная величина дополнительных поступлений от регулярных платежей за пользование недрами на стадии поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, в случае если компании не будут интенсифицировать работы по геологическому изучению недр, может составить порядка 5,5 млрд. - 6 млрд. рублей в год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"
Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах" не потребуется признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта повлечет за собой необходимость внесения изменений в следующие правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 249 "О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации".
Цель: дополнить порядком определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами в отношении участков недр Черного и Азовского морей и российского сектора Каспийского моря, а также уточнить терминологию нормативно-правового акта.
Предмет: вопросы определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами в отношении участков недр Черного и Азовского морей, а также участков недр российского сектора Каспийского моря.
Содержание правового регулирования: внесение изменений с учетом предлагаемых законопроектом изменений в отношении участков недр Черного и Азовского морей, а также участков недр российского сектора Каспийского моря.
Срок подготовки: в течение шести месяцев после принятия Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку проекта нормативного акта: Минприроды России, Роснедра;
2) приказ Минприроды России от 7 марта 2014 г. N 134 "Об утверждении Порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами" (далее - Порядок).
Цель: дополнить порядком определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами в случае превышения нормативно установленного срока геологического изучения недр, в отношении участков недр Черного и Азовского морей, участков недр российского сектора Каспийского моря, уточнить терминологию нормативно-правового акта.
Предмет: вопросы определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами в случае превышения нормативно установленного срока геологического изучения недр, а также в отношении участков недр Черного и Азовского морей, а также участков недр российского сектора Каспийского моря.
Содержание правового регулирования: внесение изменений с учетом предлагаемых законопроектом изменений с использованием вводимых повышающих коэффициентов, а также в отношении участков недр Черного и Азовского морей, а также участков недр российского сектора Каспийского моря.
Срок подготовки: в течение шести месяцев после принятия Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку проекта нормативного акта: Минприроды России, Роснедра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.