Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 523-8 "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от уплаты государственной пошлины), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроект разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 года N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой" (далее - Постановление N 11-П).
Конституционным Судом Российской Федерации статья 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои нанесены или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за предусмотренное в этой статье или аналогичное по объективным признакам преступление, ведет к неоправданным различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию.
Конституционным Судом также предписано федеральному законодателю при осуществлении правового регулирования ответственности за побои с учетом Постановления N 11-П установить дополнительный компенсаторный механизм для потерпевших, в делах которых с момента вступления в силу указанного Постановления и до введения в действие вытекающих из него законодательных изменений статья 116.1 Уголовного кодекса будет применена в том аспекте, в котором она была предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации и признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время за нанесение побоев предусмотрена административная ответственность (статья 6.1.1 "Побои" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) или уголовная ответственность (статья 116 "Побои" и статья 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию" Уголовного кодекса) в зависимости от мотивов и повторности совершения деяния (в случае если ранее лицо привлекалось к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП).
Проектом федерального закона N 536-8 "О внесении изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект N 536-8) предлагается внести изменения в статью 116.1 Уголовного кодекса, установив в ней повышенную ответственность за нанесение побоев лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
В настоящее время статья 116.1 Уголовного кодекса исключает уголовную ответственность за нанесение побоев для не подвергнутых административному наказанию лиц, ранее совершивших преступления, предусмотренные не только этой статьей, но и другими статьями Уголовного кодекса, которые устанавливают ответственность за аналогичные по объективной стороне, но более общественно опасные деяния. Нанесение побоев такими лицами может признаваться административным правонарушением.
При этом сейчас истцы по искам о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного преступлением, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд. Для истцов - потерпевших по делам об административных правонарушениях такая льгота Кодексом не предусмотрена.
В связи с этим рассматриваемым законопроектом N 523-8 "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект N 523-8) предлагается на период с 12 апреля 2021 года до дня вступления в силу предусмотренных законопроектом N 536-8 изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса установить аналогичную льготу для потерпевших по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 КоАП. А именно, дополнить пункт 1 статьи 333.36 Кодекса подпунктом 4.1, предусматривающим освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям истцов - потерпевших по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 КоАП, - по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных лицами, совершившими указанное административное правонарушение и имеющими судимость по статье 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при условии совершения таких деяний одним и тем же лицом в отношении одного и того же лица.
Следует отметить, что в проектируемом подпункте 4.1 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса льгота предоставляется по искам о возмещении имущественного ущерба или морального вреда, причиненных лицами, совершившими административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 КоАП, и имеющими судимость по статье 116.1 Уголовного кодекса. При этом проектируемым пунктом 2 статьи 116.1 Уголовного кодекса предусматривается установление уголовной ответственности за нанесение побоев лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, проведенный МВД России анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии по состоянию на 27 августа 2021 года 14 потерпевших, которые могут воспользоваться проектируемым компенсаторным механизмом, поскольку соответствуют критериям, отмеченным в Постановлении N 11-П (то есть трижды подвергались побоям со стороны одного и того же лица). В случае их возможного обращения в суд с исками о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда в федеральный бюджет не поступит 4 200 рублей в качестве государственной пошлины, от уплаты которой предполагается освободить таких потерпевших.
Обращаем также внимание, что согласно статье 2 рассматриваемого законопроекта N 523-8 действие подпункта 4.1 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 12 апреля 2021 года до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (законопроект N 536-8). При этом в тексте законопроекта N 536-8 дата вступления его в силу не определена. Срок вступления в силу рассматриваемого проекта федерального закона ставится в зависимость от другого, еще не вступившего в силу акта. Вместе с тем, согласно основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В связи с этим при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо уточнить срок его вступления в силу с учетом принципа правовой определенности.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживают концепцию законопроекта.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 523-8 "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.