Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201618-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - законопроект) предусматривается ускоренное повышение в 2023 и 2024 годах минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) путем установления его величины исходя темпа роста МРОТ, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленной соответственно на 2023 и 2024 годы, по отношению к указанной величине, установленной на предшествующий год.
Исходя из устанавливаемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на 2023 год 15 669 рублей с ростом на 3,3 процента к предыдущему году МРОТ с 1 января 2023 г. предлагается установить в сумме 16 242 рубля в месяц с ростом на 6,3 процента к предыдущему году.
Таким образом, МРОТ будет выше прожиточного минимума трудоспособного населения на 4 процента и его соотношение к медианной заработной плате за 2021 год составит 45,9 процентов.
В связи с этим, а также в целях неснижения достигнутого в 2022 году соотношения МРОТ в среднегодовом выражении к медианной заработной плате за 2020 год (45,3 процента) законопроектом приостанавливается на 2023 - 2024 годы действие частей второй и четвертой статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" об исчислении МРОТ исходя из величины медианной заработной платы и установлении соотношения МРОТ и медианной зарплаты в размере 42 процентов.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3,5 млн. работников.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений"
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - законопроект) предлагается изложить в новой редакции часть первую статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", установив минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 января 2023 г. в сумме 16 242 рубля в месяц, что составляет 45,9 процентов величины медианной заработной платы за 2021 год (35 370 рублей, рассчитана Росстатом на 2021 год).
МРОТ на 2023 год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и исчисляется исходя из темпа роста прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации к предыдущему году, превышающего его на три процентных пункта.
Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 июня 2022 г. (15 279 рублей в месяц) составит 963 рубля (рост на 6,3 процента).
Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2023 году (к средствам, заложенным в федеральный бюджет) в связи с принятием законопроекта составят 20,6 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 5,3 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 15,2 млрд. рублей. При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему Российской Федерации в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц.
Реализация указанного законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2023 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ составят 29,6 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.