В связи с вступлением в силу с 01.05.2021 приказа ФСС России от 04.02.2021 N 26 как фиксировать факт и дату обращения работника за выплатой пособия, чтобы избежать вопросов о сроках его выплаты? Нужно ли предусмотреть в локальных нормативных актах работодателя порядок фиксации обращений работников за назначением пособий?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан фиксировать факт обращения работника за назначением пособия (получения от работника документов, необходимых для назначения пособия) и предусматривать порядок такой фиксации в локальных нормативных актах.
Обоснование вывода:
Действительно, в отличие от постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, устанавливавшего порядок назначения и выплаты пособий по социальному страхованию в рамках "пилотного проекта", постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375, определяющее особенности назначения и выплаты пособий в 2021 году, не содержит требований по оформлению застрахованным лицом какого-либо заявления по форме, утвержденной ФСС России (письмо ФСС России от 18.03.2021 N 02-08-01/15-05-2461л). В приказе ФСС России от 04.02.2021 N 26, утвердившем формы документов, применяемых для назначения и выплаты пособий в 2021 году, форма заявления работника о назначении пособия также отсутствует.
Отметим, что само по себе это не означает отсутствия необходимости для работника подавать заявление о назначении пособия. Соответствующая обязанность может быть предусмотрена иными нормативными актами (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; п. 5 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н). Тем не менее в отношении, например, пособия по временной нетрудоспособности ни один нормативный акт действительно не устанавливает требования по представлению работником заявления для назначения пособия.
Согласно п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение), страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), необходимых для назначения пособия, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), а также опись представленных документов (сведений).
Каких-либо требований к фиксации факта и даты приема от работника документов, необходимых для назначения пособия, нормативно не установлено. Работодатель вправе предусмотреть такую фиксацию и определить ее порядок локальными нормативными актами. Например, можно предусмотреть ведение журнала поступающих работодателю документов для назначения пособия или выдачу работнику какого-либо документа, подтверждающего прием у него необходимых для выплаты пособия документов. Однако говорить о наличии у работодателя такой обязанности, на наш взгляд, нет оснований.
В силу п. 19 Положения за непредставление (несвоевременное представление) документов, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в частности, за непредставление в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы ФСС России или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для назначения территориальным органом ФСС России застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
По данному основанию должностных лиц страхователя привлекают к ответственности территориальные органы ФСС России (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). При этом суды считают, что если документы не были представлены в установленный законодательством срок, то они не были представлены в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 15.33 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 39-АД17-8).
Вместе с тем ст. 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности, предполагающую, что по общему правилу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Именно на ФСС России в данном случае будет лежать обязанность доказать наличие состава административного правонарушения, то есть факт того, что между получением документов и сведений от работника и их передачей в ФСС России прошло более пяти календарных дней. Полагаем, что в отсутствие таких доказательств должностное лицо работодателя не может быть привлечено к ответственности, даже если само не сможет подтвердить дату получения от работника документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Ответ прошел контроль качества
14 мая 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"