"Истребование налоговыми органами пояснений"
(интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса)
В настоящее время основной формой налогового контроля становятся не проверки, а истребование у налогоплательщика пояснений. Данные мероприятия проводятся налоговыми органами как во время, так и вне рамок проверок. Их цель - не только собрать информацию, но и побудить налогоплательщика уточнить свои налоговые обязательства.
Процедуре получения пояснений, ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
- НК РФ предусматривает несколько форм истребования сведений у налогоплательщика?
- Да. Поэтому налогоплательщику рекомендуется, прежде всего, изучить наименование полученного от налогового органа документа.
Например, нужно отличать истребование пояснений и вызов в налоговый орган для дачи пояснений. В первом случае налоговый орган ожидает представления письменных пояснений или пояснений в электронной форме. Во втором случае - непосредственной явки должностных лиц налогоплательщика.
- Насколько правомерно истребование инспекцией сведений посредством направления писем, в том числе по ТКС?
- Организация может получить от налогового органа письмо по ТКС. Такой документ как "письмо налогового органа" определяется как сформированный налоговым органом ответ на соответствующее обращение налогоплательщика или информация для налогоплательщика (приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@). Исполнять письмо налогоплательщик не обязан.
Но рекомендуется изучить полученное письмо. В нем может содержаться информация о допущенной организацией ошибке. Нередко подобным способом налоговый орган сообщает о расхождениях между формой 6-НДФЛ и справками по форме 2-НДФЛ.
Если проверка информации, полученной из налогового органа, подтверждает допущенную ошибку, то следует подать не пояснения, а уточненную отчетность.
- Налоговый орган вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений?
- Да. Причем не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
- Как направляется уведомление о вызове?
- Вызов для дачи пояснений направляется по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства. Место нахождения определяется на основании выписки из ЕГРЮЛ (письмо ФНС России от 15.02.2017 N ЕД-4-2/2785).
Уведомление, адресованное гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляется по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из ЕГРИП.
- Что должно быть указано в уведомлении о вызове?
- Форма уведомления о вызове в налоговый орган приведена в приложении N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
В уведомлении приводится адрес, номер кабинета, дата (или даты) приема, время явки (или приемные часы). При отсутствии таких данных в ответ на уведомление можно направить письмо, в котором указать на невозможность исполнения уведомления.
Уведомление также должно содержать вопросы, пояснения по которым интересуют налоговый орган. Но отсутствие в уведомлении подробного описания оснований для вызова не освобождает от явки в налоговую инспекцию.
Давать пояснения вправе любое уполномоченное лицо налогоплательщика. Рекомендуется зафиксировать факт явки в налоговый орган. Например, отметкой на уведомлении, с помощью фото, видеосъемки на телефон с включенной функцией геолокации.
- Существует ли административная ответственность в процедуре получения пояснений?
- Ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Административная ответственность за указанное противоправное действие направлена на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных НК РФ (определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 N 2630-О).
Субъектами правонарушения являются граждане и должностные лица организаций, которым был адресован вызов для дачи пояснений. Если уведомление о вызове для дачи пояснений было направлено в филиал организации, то вопрос о привлечении к административной ответственности руководителя организации не рассматривается.
В качестве санкции за неявку для дачи пояснений возможно предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
- Есть ли запрет налоговому органу повторно вызывать для дачи пояснений по одному и тому же вопросу?
- Нет. Но подобные акты налогового органа как создающие препятствие для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности налогоплательщика можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, в суд, направить заявление (жалобу) в прокуратуру.
- Обязан ли налогоплательщик, явившийся в налоговый орган, представлять пояснения?
- Представление пояснений в процедуре исполнения уведомления о вызове - это право налогоплательщика.
На практике положения пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ выступают для налогового органа способом обойти установленные НК РФ ограничения на истребование пояснений. К подобным уведомлениям может быть отнесено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек.
Когда налоговый орган интересуют пояснения о предмете камеральной или выездной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с иными положениями НК РФ. Прежде всего - о сроке проверки, основаниях истребования пояснений, содержащихся в ст. 88 НК РФ.
- Как оформляется дача пояснений?
- НК РФ не предусмотрено составление протокола по итогам получения налоговым органом пояснений от налогоплательщика (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 N Ф06-8745/16).
При этом истребование пояснений не должно подменяться допросом - это совершенно другая процедура.
- На практике встречается комбинация предусмотренных НК РФ форм истребования сведений_
- Да. Налоговый орган нередко включает в уведомление о вызове положения из требования о представлении пояснений посредством записи о том, что в случае представления пояснений явка не является обязательной.
- Что делать в таком случае?
- При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.
Срок представления письменных пояснений в этом случае налоговый орган связывает с датой явки, а не со сроком представления пояснений, установленным НК РФ.
- Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?
- Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, в некоторых случаях - вправе это сделать.
При этом представление уточненной декларации в равной степени может быть отнесено к случаю, в котором налоговый орган и обязан, и вправе истребовать пояснения.
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган в рамках камеральной проверки обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:
- ошибки в налоговой декларации;
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении N 4 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.
- Требование о представлении пояснений по НДС имеет особенности?
- Такое требование направляется в электронной форме (автотребование направляется системой контроля НДС). Формат требования о представлении пояснений к декларации по НДС приведен в приложении N 2.10 к письму ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@.
К требованию прилагается перечень операций, отраженных в соответствующем разделе налоговой декларации по НДС, по которым установлены расхождения. Для определения причин возникновения расхождений по каждой записи, отраженной в приложении к требованию, справочно указывается код возможной ошибки (письмо ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@). Возможные ошибки имеют коды от "1" до "9".
При этом нужно различать эти ошибки и ошибки собственно со сдачей отчетности (неправильный формат заполнения и т. п.).
С 1 июля 2021 года несоответствие декларации по НДС контрольным соотношениям (нарушение порядка ее заполнения) будет влечь отказ в приеме такой декларации. Налогоплательщик должен будет заново представлять декларацию, в которой контрольные соотношения, утвержденные ФНС, соблюдены (п. 5.3, 5.4 ст. 174 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
- Правомерно ли требование налогового органа о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные проверкой?
- Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, содержание ошибок, противоречий, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований.
Вместе с тем в судебной практике есть примеры, в которых требование о представлении пояснений по причине несоответствия выручки по прибыли и налоговой базы по НДС признано правомерным (определение Верховного Суда РФ от 26.07.2018 N 307-КГ18-10196).
Следуя этой логике, к несоответствиям также относятся:
- превышение НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных в том же периоде;
- уменьшение прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;
- расхождение между данными бухгалтерского и налогового учетов;
- расхождение между данными налоговой декларации и данными по расчетному счету;
- превышение МРОТ, средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по соответствующей отрасли экономики (по данным за прошлый год) над средней заработной платой плательщика по сведениям из 2-НДФЛ (6-НДФЛ, расчета по страховым взносам) (письмо ФНС России от 17.10.2019 N БС-4-11/21381@).
- Что отвечать налогоплательщику на подобные требования?
- В похожих ситуациях не следует отказывать в исполнении требования со ссылкой на пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Рекомендуется дать пояснение, в том числе о том, что различия обусловлены особенностями определения объектов обложения, налоговой базы, разными методами учета доходов-расходов, использованием освобождений от налогообложения отдельных доходов. В ряде случаев может быть достаточно представить налоговому органу нормативное или общеэкономическое обоснование расхождений, особенно когда не представилось возможным "догадаться" о сути указанных в требовании расхождений.
Но в ответ на индивидуализированные требования рекомендуется действовать "проактивно", раскрыть деловую цель, например, если требование касается убыточной сделки.
- Налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого были. Допустимо ли в такой ситуации привлечение налогоплательщика к ответственности?
- В случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений (определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О).
Ненаправление требования о представлении пояснений может расцениваться как "лишение" права подать уточненную декларацию. Или завершить иные действия, которые станут основанием для освобождения от ответственности (например, по п. 2 ст. 123 НК РФ).
- Применяется ли штраф, если уточненная декларация представлена после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?
- Существует судебная практика, которая отказывает в применении положений ст. 81 НК РФ об освобождении от ответственности.
В частности, если налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации выявлено занижение суммы налога в результате неприменения коэффициента-дефлятора, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 N Ф04-7817/13).
Когда в декларациях по акцизам преднамеренно и систематически занижались данные об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными об отгрузках, отраженными в ЕГАИС. В адрес налогоплательщика были направлены соответствующие сообщения о выявленных расхождениях. Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции и отражая в налоговых декларациях по акцизам иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, общество не могло не осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налоговую базу с целью уменьшения своих налоговых обязанностей. Основания для освобождения от ответственности при представлении уточненной декларации после получения от налогового органа сообщения об ошибках отсутствуют (постановления АС Московского округа от 17.06.2016 N Ф05-7756/16, от 21.06.2016 N Ф05-7777/16, от 06.05.2016 N Ф05-4971/16).
Еще один пример привлечения к ответственности изложен в определении Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 305-ЭС19-2226. Налогоплательщик представил уточненную декларацию по НДС после получения требования о представлении пояснений в связи с выявленными налоговым органом несоответствиями записей в книге покупок и книге продаж (неполноты отражения сведений в декларации, приведшей к занижению суммы налога).
- Что может повлиять на решение вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности?
- Нужно учитывать фактические обстоятельства направления требования о представлении пояснений. Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.
В составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) может быть описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки. В подобных случаях при подготовке возражений на акт проверки рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).
Другое дело, если налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках и противоречиях, которые носят предполагаемый характер, без описания фактов нарушения законодательства.
Направление такого требования не должно служить препятствием для применения ст. 81 НК РФ. На это указывает и п. 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@.
В настоящее время ФНС занимает выгодную для налогоплательщиков и налоговых агентов позицию. Из писем ФНС России от 21.02.2018 N СА-4-9/3514@, от 20.08.2018 N АС-4-15/16075 можно сделать вывод, что обнаружение налоговым органом правонарушения подтверждается актом, составляемым в порядке ст. 100 или ст. 101.4 НК РФ.
- Значит, можно избежать ответственности?
- Получается, что направление требования о представлении пояснений (уведомления о вызове для дачи пояснений) еще не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения.
Если уточненная декларация подана до составления акта, но налогоплательщик все равно привлекается к ответственности территориальным налоговым органом в нарушение указанной позиции ФНС, то налогоплательщику рекомендуется подавать апелляционную жалобу в УФНС, а в дальнейшем, при необходимости, - жалобу в ФНС.
- Когда налоговый орган вправе истребовать пояснения при камеральной проверке?
- Налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:
- размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
- изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.
Указанные основания для истребования пояснений приведены в п. 3 ст. 88 НК РФ.
В части истребования пояснений об убытках отметим расширительное толкование данных положений: речь идет об истребовании пояснений об убытках, отраженных в декларации, независимо от отсутствия убытка в текущем периоде (определение Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N 301-КГ16-4166).
- Налоговый орган также вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Что относится к налоговым льготам по имуществу?
- Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка - это самостоятельные элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).
Для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам. Но декларирование по транспортному налогу и земельному налогу отменено (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ).
Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации налоговых льгот по налогу на имущество организаций.
- Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?
- Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
К налоговым льготам относятся некоторые из оснований освобождения от НДС, перечисленные в ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные "налоговые льготы", пояснения могут быть истребованы.
- Ограничены ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?
- Срок направления требований о представлении пояснений в рамках камеральной проверки ограничен сроком ее проведения.
Количество направляемых требований о представлении пояснений НК РФ не ограничено.
Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе "Сведения из книги покупок" и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе "Сведения из книги продаж" налоговой декларации по НДС.
При этом, по мнению ФНС, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо ФНС России от 07.11.2016 N ЕД-4-15/20890@).
- Допустимо ли истребование по сути одних и тех же пояснений по льготируемым операциям, повторяющимся каждый отчетный (налоговый) период?
- НК РФ запрещает, по общему правилу, лишь повторное истребование документов (информации) в рамках ст. 93, 93.1 НК РФ.
ФНС решило "стимулировать" налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию информации о льготируемых операциях.
В письме ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ указывается на необходимость истребования пояснений о льготах (раздел 7 декларации). При истребовании пояснений о налоговых льготах по НДС налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов с перечнем и формами применяемых типовых договоров. В письме ФНС России от 05.06.2017 N ЕД-4-15/10574 содержатся рекомендации по заполнению налоговыми органами требования о представлении пояснений в связи с операциями, не подлежащими налогообложению НДС.
С 23 ноября 2020 года применяется новый формат реестра документов (письмо ФНС России от 12.11.2020 N ЕА-4-15/18589).
Налогоплательщику предлагается в ответ на требование о представлении пояснений фактически помочь налоговому органу выявить зону риска, представив аналитику (реестр) по каждому коду льготируемых операций: контрагент, сумма, реквизиты подтверждающих документов (это не только договор), и приложить формы типовых договоров.
Конечно, для налоговых органов это предпочтительный вариант. И психологический расчет понятен: налогоплательщик заинтересован в подтверждении применения льготы.
В качестве "бонуса" налогоплательщику обещано сокращение количества истребуемых инспекцией документов (от 5% до 40% от максимального объема согласно приложению N 2 к письму ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@).
С 1 июля 2021 года представление пояснений в форме электронного реестра подтверждающих документов закрепляется в п. 6 ст. 88 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ). В форме реестра пояснения по льготам смогут быть представлены не только по НДС, но и по налогу на имущество.
При этом сокращение количества истребуемых документов в случае представления налогоплательщиком реестра НК РФ никак не оговаривает.
- В какой срок представляются пояснения?
- В течение пяти рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.
Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (далее - Порядок). Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов (п. 5 Порядка).
В случае подтверждения нескольких электронных адресов отправка документов производится в приоритетном порядке на адрес, с которого в последний раз осуществлялось взаимодействие с налоговым органом (письмо ФНС России от 21.09.2017 N ЕД-4-15/18885@).
При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 10 Порядка).
- Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?
- НК РФ не предусматривает основания для продления срока представления пояснений.
Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.
- Как налогоплательщик представляет пояснения?
- Необходимые пояснения представляются в налоговый орган, который такие пояснения запрашивает.
Пояснения могут составляться на бумаге в произвольной форме и направляться по почте.
Специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме. Такие лица в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ представляют пояснения по декларации по НДС:
- только по ТКС через оператора электронного документооборота;
- по формату, утвержденному приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
- Обязан ли налогоплательщик представлять по требованию о представлении пояснений документы?
- Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена.
Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
- Как происходит рассмотрение представленных пояснений?
- Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Если налоговый орган не получит пояснения или посчитает их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.
- Какова ответственность за непредставление пояснений?
- За непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
За непредставление пояснений, истребованных в случаях, установленных п. 3 ст. 88 НК РФ, существует риск привлечения к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ. Есть примеры применения в такой ситуации мировыми судьями п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ - штраф на должностных лиц от трехсот до пятисот рублей за непредставление сведений (постановление Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 127-АД18-5).
- Возможно ли привлечение к ответственности, если, по мнению налогового органа, пояснения были представлены не по существу поставленных вопросов?
- При представлении пояснений нужно избегать внутренних противоречий. Представляемая информация должна быть сопоставима с данными, отраженными в налоговой декларации, в отношении которых истребуются пояснения.
При наличии неясностей в поставленных вопросах рекомендуется просить налоговый орган их уточнить.
Однако если речь идет о заполнении строк декларации, то презюмируется, что налогоплательщик не может не знать, как сформированы соответствующие показатели (в частности, сумма убытка).
Непредставление в такой ситуации надлежащих пояснений создает риск привлечения к ответственности (определение Верховного Суда РФ от 25.10.2019 N 305-ЭС19-18245).
- Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?
- Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в ст. 109 НК РФ.
Помимо этого, избежать штрафа по ст. 129.1 НК РФ можно, представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу п. 3 ст. 88 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений.
Можно обжаловать привлечение к ответственности, если в качестве основания истребования пояснений приведены нормы п. 3 ст. 88 НК РФ, но никакие выявленные налоговым органом ошибки не указаны.
Кроме того, обжаловать привлечение к ответственности можно, когда по своему содержанию истребуемые пояснения касались налоговых льгот. То есть налоговый орган на самом деле истребовал пояснения на основании п. 6 ст. 88 НК РФ.
- Установлена ли НК РФ ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?
- НК РФ не установлена ответственность:
- за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган;
- несоблюдение установленного ФНС формата представления пояснений по НДС.
В настоящее время пояснения, представленные в электронном виде (при подтверждении факта отправки), считаются представленными, даже если они направлены не по установленному формату (решение ФНС России от 13.09.2017 N СА-4-9/18214@ по жалобе налогоплательщика).
Но представление с 1 июля 2021 года неформатных пояснений по НДС не будет засчитываться. Соответственно, пропуск срока представления пояснений в связи с несоблюдением формата будет влечь ответственность (изменения в п. 3 ст. 88 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истребование налоговыми органами пояснений" (интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса). - Специально для Системы ГАРАНТ, январь 2021 г.