Глава 3. Требования к порядку осуществления организатором торговли внутреннего аудита
3.1. В рамках осуществления внутреннего аудита, направленного на оценку эффективности и результативности организации и осуществления внутреннего контроля, корпоративного управления и бизнес-процессов организатора торговли, а также организации системы управления рисками организатора торговли и оценку эффективности применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества, организатор торговли должен:
назначить внутреннего аудитора или сформировать службу внутреннего аудита;
разработать документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего аудита (далее - положение о внутреннем аудите), порядок и периодичность его пересмотра (не реже одного раза в год) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям пункта 3.8 настоящего Указания.
3.2. Внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об организованных торгах".
Пункт 3.3 изменен с 17 июля 2021 г. - Указание Банка России от 17 мая 2021 г. N 5792-У
3.3. Организатор торговли в случае временного отсутствия внутреннего аудитора либо отсутствия более двух месяцев подряд руководителя службы внутреннего аудита должен назначить лицо, исполняющее обязанности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), а также создать условия, исключающие возникновение у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита).
В случае отсутствия внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) более четырех месяцев подряд, за исключением отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, организатор торговли должен назначить нового внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), действующего на постоянной основе.
3.4. Передача внутреннему аудитору (службе внутреннего аудита) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, включая функции, связанные с участием внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в совершении операций и сделок организатора торговли, не допускается.
3.5. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) в рамках организации внутреннего аудита организатором торговли осуществляет следующие функции:
3.5.1. Оценка эффективности и результативности:
корпоративного управления организатора торговли;
бизнес-процессов организатора торговли;
внутреннего контроля организатора торговли;
системы управления рисками организатора торговли (включая эффективность способов (методов) обеспечения информационной безопасности и мер, определенных во внутреннем документе организатора торговли, предусмотренном частью 5 статьи 15 Федерального закона "Об организованных торгах", операционной надежности и бесперебойного (непрерывного) функционирования, защиты от несанкционированного доступа к информационным системам организатора торговли или несанкционированного использования информационных систем организатора торговли);
применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества организатора торговли.
3.5.2. Проведение проверок по всем направлениям деятельности организатора торговли, в том числе любого структурного подразделения (работников структурного подразделения) организатора торговли, всех бизнес-процессов и операций, совершаемых организатором торговли, а также достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, надежности (включая достоверность, полноту и своевременность) ее сбора и представления.
3.5.3. Разработка на основании результатов оценки рисков организатора торговли, изменений в организационной структуре организатора торговли, анализа внедрения новых продуктов, сервисов и функций в рамках осуществляемой организатором торговли деятельности, а также периодичности проверок, проводимых внутренним аудитором (службой внутреннего аудитора), плана работы службы внутреннего аудита, содержащего:
перечень объектов проверок, предусмотренных подпунктом 3.5.2 настоящего пункта, на текущий год;
предмет проверки (в случае если предполагается определить отдельные направления оценки объекта внутреннего аудита);
сроки проведения проверок с указанием отчетных периодов.
3.5.4. Составление актов о результатах проверок, проведенных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита), включающих:
вид (плановая или внеплановая) и основания проведения проверки;
описание объекта и предмета проверки (в случае если внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) определил отдельные направления оценки объекта внутреннего аудита);
сроки проведения проверок;
перечень документов, проанализированных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) в рамках проведенной проверки;
выявленные нарушения, ошибки и недостатки в деятельности организатора торговли;
комментарии руководителей и работников структурных подразделений, в отношении которых проводилась проверка;
выводы и рекомендации, содержащие мероприятия (включая сроки), направленные на устранение выявленных нарушений, ошибок и недостатков, а также предложения о структурном подразделении (структурных подразделениях) и (или) должностном лице (должностных лицах), ответственном (ответственных) за их реализацию.
3.5.5. Подготовка и направление совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли отчета о проведенных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверках и ходе выполнения рекомендаций, предусмотренных абзацем восьмым подпункта 3.5.4 настоящего пункта, а также информации о случаях, препятствующих осуществлению внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций (при наличии таких случаев).
3.5.6. Анализ экономической целесообразности планируемых к внедрению и внедренных организатором торговли новых продуктов и сервисов, планируемых к осуществлению и осуществляемых организатором торговли новых функций, а также анализ совершенных организатором торговли сделок.
3.5.7. Иные функции, определенные положением о внутреннем аудите и осуществляемые организатором торговли в рамках внутреннего аудита.
3.6. По решению организатора торговли внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) входит в состав создаваемых организатором торговли комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями организатора торговли, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 3.4 настоящего Указания. В случае, указанном в настоящем пункте, внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят исключительно вопросы, связанные с осуществлением внутреннего аудита.
3.7. Организатор торговли должен осуществлять внутренний аудит в соответствии с положением о внутреннем аудите, содержащим:
цели, задачи и методы осуществления внутреннего аудита;
перечень функций внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);
права и обязанности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита);
перечень осуществляемых организатором торговли мероприятий в целях обеспечения независимости внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) от исполнительных органов организатора торговли, иных структурных подразделений организатора торговли и работников структурных подразделений организатора торговли;
особенности организации и осуществления внутреннего аудита при совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, а также в случае наличия у организатора торговли филиалов и представительств;
порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего аудита в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Указания (в случае привлечения третьих лиц), включая предъявляемые к указанным лицам требования, а также порядок привлечения организатором торговли третьих лиц для консультаций по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего аудита, при условии отсутствия конфликта интересов между внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) и третьим лицом;
периодичность и порядок проведения внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверок, а также форму и сроки составления актов по результатам проверок;
порядок, периодичность (не реже одного раза в год) и сроки подготовки (пересмотра) и утверждения плана работы службы внутреннего аудита, а также порядок внесения в него изменений;
содержание, порядок, периодичность (не реже одного раза в шесть месяцев), сроки подготовки и представления (не позднее 20 рабочих дней после дня окончания отчетного периода) совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли отчета и информации (при наличии), предусмотренных подпунктом 3.5.5 пункта 3.5 настоящего Указания;
форму и способ представления совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли отчета, предусмотренного подпунктом 3.5.5 пункта 3.5 настоящего Указания, и информирования о содержании указанного отчета единоличного исполнительного органа организатора торговли, а также доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) организатора торговли информации по результатам осуществления анализа, предусмотренного подпунктом 3.5.6 пункта 3.5 настоящего Указания;
запрет на участие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в совершении операций и сделок организатора торговли;
порядок и сроки составления и направления на рассмотрение (не реже одного раза в год) совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли заключения о соответствии (несоответствии) положения о внутреннем аудите требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, внутренним документам организатора торговли;
порядок выполнения структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами организатора торговли требований внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита), связанных с осуществлением внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций.
3.8. Положения, не предусмотренные пунктом 3.7 настоящего Указания, по решению организатора торговли включаются в положение о внутреннем аудите при условии соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пункту 3.7 настоящего Указания.
Положения, предусмотренные пунктом 3.7 настоящего Указания, по решению организатора торговли могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли.