Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части повышения эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда Российской Федерации) внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 1114509-7 (далее - законопроект) "разработан с целью совершенствования государственной политики в области занятости населения".
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), касающиеся механизма оказания государственных услуг в области содействия занятости в электронной форме, обеспечения единой технологии работы органов службы занятости, единых параметров качества предоставления государственных услуг в области занятости, а также ряд изменений, регламентирующих порядок взаимодействия органов службы занятости и граждан.
В соответствии с нормами законопроекта расширяются полномочия Правительства Российской Федерации в сфере занятости населения, в частности, в установлении порядка и условий признания гражданина безработным, установлении перечня видов информации, содержащейся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости, в установлении требования к подбору подходящей работы, развития рынка труда в субъектах Российской Федерации, а также согласования кандидатур руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения.
Законопроектом предусматривается установление возможности взаимодействия работодателей, граждан и органов службы занятости в электронной форме, направленных на повышение оперативности предоставления государственных услуг. В этих целях предусматривается преобразование информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" в единую цифровую платформу, посредством которой будут предоставляться услуги.
Следует отметить, что законопроектом предлагается закрепить принцип координации деятельности государственных органов в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям государственной политики, включая политику в сфере образования, что позволит более четко ориентировать образовательные программы на потребности рынка труда.
Новеллой законопроекта является введение новой VIII главы, регулирующей ответственность за нарушение положений Закона о занятости.
К предлагаемым законопроектом N 1114509-7 нормам имеется ряд замечаний:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта статью 4 Закона о занятости предлагается дополнить указанием на то, что гражданину не может быть предложена дважды одна и та же работа, профессиональное обучение по одной и той же программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих или программе переподготовки рабочих, служащих или программе повышения квалификации рабочих, служащих, либо дополнительное профессиональное образование по одной и той же программе повышения квалификации или программе профессиональной подготовки.
Следует отметить, что в действующей редакции пункта 3 статьи 3 Закона о занятости предусмотрен запрет на предложение гражданину одной и той же работы (профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по одной и той же профессии, специальности) дважды. Однако внесение изменений в указанную норму законопроекта не предусмотрено.
Вместе с тем не приведение в соответствие проектируемой законопроектом нормы статьи 4 и действующей редакции пункта 3 статьи 3 Закона о занятости в указанной части может в дальнейшем повлечь за собой проблемы в правоприменительной практике.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в пункт 1 статьи 7 Закона о занятости в части наделения федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения полномочиями по согласованию кандидатур руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации полномочия по содействию занятости осуществляются органом, осуществляющим полномочия, например, в сфере труда, социальной защиты, руководство которыми не предусматривает согласование с федеральными органами исполнительной власти.
Законопроектом (подпункт "в" пункта 4 статьи 1) предлагается признать утратившим силу подпункт 5 пункта 3 статьи 7 Закона о занятости, согласно которому на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти возложена обязанность утверждать перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. При этом в пояснительной записке к законопроекту какие-либо пояснения относительно необходимости исключения данной нормы отсутствуют.
Согласно подпункту "а" пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием оказывать единовременную финансовую помощь гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не только при их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, как это предусмотрено действующей редакцией подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости, но и при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Следует отметить, что обосновывающих принятие законопроекта материалах отсутствуют какие-либо данные, позволяющие оценить влияние предлагаемых изменений на расходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом (подпункт "а" пункта 11 статьи 1) предлагается переименовать в статье 16.2 Закона о занятости действующую в настоящее время информационно-аналитическую систему "Общероссийская база вакансий "Работа в России" в единую цифровую платформу, определив, что она является федеральной государственной информационной системой, предназначенной, в том числе, для обеспечения предоставления государственных услуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме.
При этом законопроектом не предусмотрено внесение изменений в пункт 4 статьи 16.2 Закона о занятости, который содержит закрытый перечень функциональных возможностей системы и в действующей редакции не предусматривает возможность ее использования в целях предоставления государственных услуг и выполнения функций в области содействия занятости населения в электронной форме.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 3 Закона о занятости, согласно которым гражданин не может быть признан безработным, если он не направил в органы службы занятости в электронной форме с использованием личного кабинета на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" информацию о выборе двух вариантов подходящей работы (профессионального обучения) либо информацию о дне проведения переговоров с работодателем по двум вариантам подходящей работы.
Учитывая не всегда достаточный уровень цифровой грамотности граждан, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска работы, а также возможное отсутствие у них средств подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представляется, что предоставление ими указанных сведений в электронной форме целесообразно установить в законопроекте в качестве права, а не обязанности, неисполнения которой является самостоятельным основанием для непризнания безработным.
Вместе с тем в соответствии с ч законопроекта при личном обращении в органы службы занятости в целях получения государственных услуг гражданину оказывается содействие в оформлении заявления в электронной форме.
В этой связи больший приоритет приобретает электронная форма взаимодействия гражданина и органов службы занятости, при этом недостаточно урегулированной осталась личная форма взаимодействия гражданина с органами службы занятости.
Необходимо отметить, что данный подход может существенно затруднить получение государственных услуг гражданами, не имеющих в силу разных причин возможности взаимодействия с органами службы занятости в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 25 законопроекта предусматривается, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных работников превышает такой предел, обязаны размещать на единой цифровой платформе информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Между тем имеющаяся правоприменительная практика показывает необходимость расширения указанного перечня информации, а именно информацией об отсутствии вакантных должностей. Отсутствие указанной информации затрудняет привлечение работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органами службы занятости.
Все высказанные замечания могут быть учтены при доработке проекта федерального закона N 1114509-7 ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 19 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что законопроект и материалы к нему требуют доработки.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (комитет-соисполнитель) в своем заключении поддерживает концепцию законопроекта, вместе с тем обращает внимание на ряд вопросов. Так, Комитет обращает внимание на вопрос участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения. Нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления не предоставлены собственные полномочия или права в области содействия занятости, в то время как некоторые права устанавливаются законопроектом. Отдельно отмечено, что требует уточнения введенное законопроектом полномочие субъектов Российской Федерации по развитию рынка труда, где они вправе предусматривать в бюджетах средства на развитие рынка труда. Однако источники финансирования таких средств не указаны.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, законопроект поддержали при условии учета замечаний и предложений.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.