Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1159731-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен на основе анализа и обобщения практики формирования и ведения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ГИРБО).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) начиная с 2020 года ФНС России формирует и ведет ГИРБО, являющейся совокупностью годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту). При этом организации, определенные Федеральным законом N 402-ФЗ и изданным во исполнение его постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. N 35 "Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности", освобождены от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО.
Информация ГИРБО является открытой и общедоступной. ФНС России обеспечивает свободный доступ к содержащейся в ГИРБО информации заинтересованным лицам, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.
Функционирование ГИРБО является основой реализации концепции "одного окна" представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, при которой источником получения всеми государственными органами отчетности являются не сами отчитывающиеся организации, а ГИРБО.
Анализ практики формирования и ведения ГИРБО выявил ряд проблем, связанных с обеспечением доступа к информации, содержащейся в данном ресурсе. Среди них - полнота ресурса, распространение содержащейся в ресурсе информации, наносящее ущерб отчитывающимся организациям, сроки представления в ресурс исправленной отчетности.
Освобождение широкого круга организаций от представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО, имеющее место в настоящее время, существенно снижает ценность данного ресурса, препятствует реализации концепции "одного окна" в полной мере, не позволяет освободить такие организации от излишней административной нагрузки, связанной с обязательным представлением отчетности.
Обязательность обеспечения свободного доступа ко всей информации, содержащейся в ГИРБО, наносит или может нанести ущерб отчитывающимся организациям, особенно тем, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами и межгосударственными образованиями, которые включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса". Отсутствие установленного срока представления исправленной отчетности в ГИРБО создает неопределенность в отношении актуальности информации, содержащейся в ресурсе, и несет в связи с этим риски для пользователей ГИРБО при принятии решений на основании отчетности, полученной из ресурса.
Для решения указанных проблем проектом федерального закона предлагается следующее:
ограничить круг организаций, освобожденных от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО. С этой целью из статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ исключается полномочие Правительства Российской Федерации определять случаи, в которых организации освобождаются от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО;
установить полномочие Правительства Российской Федерации по определению случаев, в которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен на временной или постоянной основе для определенных категорий пользователей. Предполагается, что в число таких случаев будут включены, в частности, введение в отношении организации мер ограничительного характера иностранными государствами и межгосударственными образованиями, наличие организации в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса;
установить единый пресекательный срок для представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО. Такой срок определен на основе анализа требований законодательства Российской Федерации по утверждению бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций различных организационно-правовых форм деятельности. Самый поздний срок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен для государственных корпораций - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Исходя из этого срока и с учетом времени, необходимого для оформления и представления исправленной отчетности в ГИРБО, проектом федерального закона предусмотрен предельный срок представления исправленной отчетности - не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. Для тех случаев, когда утверждение отчетности осуществлено после этой даты, и утвержденная отчетность отличается от отчетности, ранее представленной в ГИРБО, предлагается представлять утвержденную отчетность в ГИРБО в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Помимо изменений в Федеральный закон N 402-ФЗ проектом федерального закона предлагаются изменения в статью 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и в статью 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ). Изменения в эти Федеральные законы обеспечивают уточнение состава сведений, подлежащих размещению организацией в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - Единый реестр).
Указанными Федеральными законами предусмотрено размещение организацией в Едином реестре сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если Федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации (подпункт "л.2" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ) и сведений об обязательном аудите (часть 6 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ). Однако неопределенность требования подпункта "л.2" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ, отсутствие формализованного перечня сведений, подлежащих размещению в Едином реестре, приводит к противоречивой правоприменительной практике. При этом в ряде случаев данное требование понимается как требование размещения бухгалтерской (финансовой) отчетности в Едином реестре. В условиях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и аудиторские заключения о ней содержатся в ГИРБО, размещение этих документов в Едином реестре приводит к дополнительной административной нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается конкретизировать перечень сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих размещению в Едином реестре в соответствии с подпунктом "л.2" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ, дополнить его сведениями об аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), признав утратившей силу часть 6 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ.
Проектом федерального закона предусмотрены особенности применения отдельных его положений:
применение положения, касающегося отмены освобождения организаций от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, предусмотрено начиная с отчетности за 2021 год, т.е. обязанность организаций, ранее освобожденных от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО, представлять обязательный экземпляр отчетности в ГИРБО возникает только с отчетности за 2021 год и не распространяется на отчетность более ранних отчетных периодов;
поскольку ГИРБО начал формироваться с 1 января 2020 г., положения, касающиеся возможности ограничения доступа к информации ГИРБО, распространяются на всю информацию, накопленную в этом ресурсе с начала его формирования, т.е. начиная с отчетного периода за 2019 год;
положения, касающиеся состава сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности, подлежащих внесению в Единый реестр, применяются к сведениям, подлежащим внесению в этот реестр только после вступления Федерального закона в силу, что означает отсутствие необходимости уточнения в соответствии с требованиями Федерального закона ранее внесенных в него, в том числе в году вступления Федерального закона в силу, указанных сведений независимо от отчетного периода, к которому относятся данные сведения.
Проект федерального закона содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", в части обеспечения условий перехода к представлению бухгалтерской отчетности по принципу "одного окна", создания и развития государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности и результатов ее аудита.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановлением Правительства Российской Федерации N 320 следует читать как "15 апреля 2014 г."
Его подготовка предусмотрена планом реализации указанной государственной программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (паспорт подпрограммы 3, контрольное событие 3.5 приложения N 6 к государственной программе в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2386 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
Проект федерального закона содержит положения, изменяющие (облегчающие) установленные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Это касается положений проекта федерального закона, предусматривающих изменение требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных статьей 18 Федерального закона N 402-ФЗ (статья 1 проекта федерального закона), а также положений, предусматривающих отмену требования размещения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведений о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эта отчетность и аудиторское заключение о ней содержатся в ГИРБО (статьи 2 и 3 проекта федерального закона).
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются указанные обязательные требования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать совершенствованию формирования ГИРБО и использования содержащейся в нем информации, упрощению для значительного круга экономических субъектов процедур представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы и, как результат, - снижению административной нагрузки на указанные субъекты, устранению дублирования функций государственных органов по получению и обработке бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Для обеспечения действия норм Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. N 35 "Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Срок утраты силы постановления - с 1 января 2022 г.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
2) постановления Правительства Российской Федерации "О случаях, в которых доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть ограничен, а также о порядке ограничения или возобновления такого доступа".
Цель постановления - установление случаев, в которых доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), может быть ограничен, а также утверждение Правил ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в ГИРБО.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
3) приказ ФНС России "Об утверждении формы, формата и порядка представления заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Цель приказа - утверждение формы и порядка представления в ФНС России заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в ГИРБО.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.