Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 апреля 2021 г. N 3.1-05/1500
по проекту федерального закона N 1044395-7 "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 14 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1044395-7) внесен в Государственную Думу 27 октября 2020 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 27 января 2021 года в первом чтении, 13 апреля 2021 года - во втором чтении, 14 апреля 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 21-П, согласно которому взаимосвязанные положения статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 131 и 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к возмещению в разумных пределах необходимых расходов, понесенных потерпевшим на оплату услуг представителя по уголовному делу частного обвинения, прекращенному за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией деяния.
Исходя из изложенного. Федеральным законом в статью 132 "Взыскание процессуальных издержек" УПК РФ вносятся изменения, устанавливающие порядок взыскания процессуальных издержек не только с осужденных, но также и с лиц, в отношении которых уголовное дело или уголовное преследование прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию. При этом устанавливается, что при прекращении уголовного дела частного обвинения в связи с декриминализацией деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование, в порядке и размерах, установленных в соответствии с частью четвертой статьи 131 УПК РФ.
Действующими положениями уголовно-процессуального законодательства установлено, что потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ.
Статьей 132 УПК РФ установлено, что процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета, при этом регламентированы особенности взыскания процессуальных издержек - в частности, предусмотрен порядок взыскания в случае реабилитации лица и при оправдании подсудимого по уголовному делу частного обвинения. Вместе с тем действующее законодательство для взыскания с обвиняемого расходов потерпевшего на оплату услуг адвоката по уголовному делу частного обвинения, прекращенному вследствие декриминализации деяния, предполагает возмещение процессуальных издержек в полном объеме, то есть без снижения размера выплат до разумных пределов, которые применяются к размеру процессуальных (судебных) издержек как в уголовном, Так и в гражданском процессе.
В Постановлении от 28 апреля 2020 года N 21-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что взаимосвязанные положения статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 131 и 132 УПК РФ и во взаимосвязи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 1240, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей в судебной практике возможность различного истолкования, не обеспечивают на основе принципов равенства и справедливости надлежащего уровня правового регулирования применительно к возмещению в разумных пределах необходимых расходов, понесенных частным обвинителем на оплату услуг представителя по уголовному делу, прекращенному за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией деяния. Таким образом, при возложении в порядке гражданского судопроизводства на лицо, в отношении которого частное уголовное преследование прекращено в связи с декриминализацией деяния, обязанности возместить в полном объеме расходы частного обвинителя на представителя в уголовном деле, вопреки принципам справедливости и равенства, оно ставится в худшее положение по отношению к осужденному по делу частного обвинения, с которого такие же расходы взыскиваются в качестве процессуальных издержек лишь в разумных пределах.
Следует также отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой судебные расходы, понесенные на оплату услуг представителя, должны быть необходимыми (вынужденными) и возмещаться в разумных пределах (Постановление от 21 января 2019 года N 6-П). При этом в своем Определении от 2 апреля 2015 года N 708-О Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что снижение размера компенсации до разумных пределов предполагает установление действительной стоимости юридических услуг в границах, существовавших на момент их оказания ее рыночных значений.
Таким образом, принятие рассматриваемых изменений позволит устранить имеющийся правовой пробел и привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.