Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 апреля 2021 г. N 3.8-03/1966
по проекту федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 апреля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 18 ноября 2020 года, принят 16 февраля 2021 года в первом чтении, 13 апреля 2021 года во втором чтении и 14 апреля 2021 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации И.Ю. Святенко, В.В. Рязанским, А.Г. Варфоломеевым, М.И. Ахмадовым, М.О. Барахоевым, А.В. Кутеповым, Э.В. Исаковым, С.П. Михайловым направлялись поправки в Государственную Думу. Поправки сенаторов Российской Федерации И.Ю. Святенко, В.В. Рязанского, А.Г. Варфоломеева, М.И. Ахмадова, М.О. Барахоева приняты. Поправки сенаторов Российской Федерации А.В. Кутепова, Э.В. Исакова, С.П. Михайлова частично учтены в принятой редакции Федерального закона.
Федеральный закон подготовлен в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 года N Пр-759, подпунктом "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 октября 2020 года N Пр-1760, данных по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) и Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), предусматривающие гармонизацию соответствующих областей законодательства Российской Федерации в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения спортивной подготовки.
Федеральным законом уточнен понятий аппарат Федерального закона N 329-ФЗ, в частности:
возраст лиц, занимающихся детско-юношеским спортом - лица, не достигшие возраста восемнадцати лет;
цели детско-юношеского спорта - физическое воспитание и физическая подготовка;
под спортивной подготовкой предлагается понимать - учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях;
в понятии "тренер-преподаватель (далее также - тренер)" сделан акцент на то, что это физическое лицо, являющееся организатором, в том числе учебно-тренировочного процесса.
Федеральным законом организации, осуществляющие спортивную подготовку отнесены к организациям, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, программы спортивной подготовки - к дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Организациям, реализующим дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, предоставлены следующие права:
использовать в своем наименовании слова "олимпийский", "паралимпийский", "сурдлимпийский" или образованные на их основе слова и словосочетания в порядке, установленном Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России и Сурдлимпийским комитетом России, если иное не установлено федеральными законами;
проводить спортивные мероприятия за пределами Российской Федерации в случае, если дополнительными образовательными программами спортивной подготовки предусмотрено проведение спортивных мероприятий за пределами Российской Федерации.
Федеральным законом законодательно устанавливается система спортивной подготовки, включающая: федеральные стандарты спортивной подготовки; примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; организации, реализующие указанные образовательные программы; центры спортивной подготовки, центры подготовки спортивного резерва, медицинские организации, научные организации в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивные организации; тренеров-преподавателей, иных специалистов в области физической культуры и спорта, лиц, проходящих спортивную подготовку включая обучающихся, родителей (законных представителей) таких несовершеннолетних лиц; органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области физической культуры и спорта, в сфере образования, в области обороны, безопасности, в сфере организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в области физической культуры и спорта и в сфере образования, созданные указанными органами консультативные, совещательные и иные органы; объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, спортивные федерации, общественные объединения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и (или) в сфере образования.
Федеральным законом определено, что система спортивной подготовки создает условия для непрерывного прохождения этапов спортивной подготовки с учетом физической подготовленности лиц, проходящих такую подготовку.
Федеральным законом скорректировано содержание федеральных стандартов спортивной подготовки, которые являются обязательными при разработке примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. Полномочия по определению порядка их разработки и утверждения возложены на федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (далее - Министерство спорта Российской Федерации). Федеральным законом регламентирован общественный контроль за соблюдением федеральных стандартов спортивной подготовки, порядок осуществления которого устанавливается Министерством спорта Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрено, что спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договора об оказании платных образовательных услуг или в рамках трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом определен порядок создания федеральных и региональных центров спортивной подготовки: на основании решений Правительства Российской Федерации по предложению Министерства спорта Российской Федерации с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта; на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно.
Корреспондирующие изменения внесены Федеральным законом в Федеральный закон N 273-ФЗ, в частности предусматривается, что:
примерная форма договора об образовании по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки утверждается Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации;
содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;
определены органы, которыми и (или) по согласованию с которыми определяются особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;
для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа", которые реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
в структуре образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам, плата за нахождение в них не взимается.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года и предусматривает переходные положения.
До 1 мая 2023 года организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона.
Организации, реализующие на день вступления в силу Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года, до этого момента они продолжают осуществлять свою деятельность на основании временной лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лица, проходящие спортивную подготовку по программам спортивной подготовки, обучающиеся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение на соответствующий этап спортивной подготовки по соответствующим дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с момента выдачи временной лицензии организации, реализующей соответствующую дополнительную образовательную программу спортивной подготовки (далее - временная лицензия).
Лица, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в должности тренера до дня вступления в силу Федерального закона, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя не позднее 1 сентября 2023 года, но не ранее чем с момента выдачи указанным организациям временной лицензии и при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью. При этом периоды работы в должности тренера указанных лиц засчитываются в стаж педагогической работы. Лица, имеющие квалификационные категории тренеров, признаются имеющими квалификационные категории педагогических работников в порядке, установленном Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике (комитеты соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.