Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 апреля 2021 г. N 3.8-04/1971
по проекту федерального закона N 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2021 года.
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 30 ноября 2020 года, 20 января 2021 года принят в первом чтении, 14 апреля 2021 года - во втором чтении и 20 апреля 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом в Государственную Думу направлялись 4 поправки, которые были приняты.
Проект Федерального закона был разработан в целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Федеральным законом Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) дополняется новой статьей 349.6, устанавливающей особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления.
Федеральным законом под работниками государственных органов, органов местного самоуправления (далее - работники) предлагается понимать лиц, замещающих на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.
Для указанной категории работников Федеральным законом устанавливаются ограничения, запреты и требования при осуществлении ими трудовой деятельности в связи с наличием у них гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Работники, не соответствующие вновь устанавливаемым требованиям, не будут допускаться в государственных органах или органах местного самоуправления к замещению должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
На работников указанной категории Федеральным законом возлагается обязанность по своевременному информированию работодателя об обстоятельствах, связанных с устанавливаемыми ограничениями и запретами, а также сроки и порядок такого информирования.
При этом в случае наличия указанных обстоятельств и отсутствия возможности для перевода на иную работу, имеющуюся у работодателя, трудовой договор с таким работником будет подлежать прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 ТК РФ (возникновение ограничений, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору).
Федеральным законом предусматривается механизм, позволяющий работникам, имеющим вышеуказанные ограничения на день вступления в силу предлагаемых изменений, продолжить работу при условии своевременного информирования работодателя и представления ему документов, подтверждающих намерение работника приобрести гражданство Российской Федерации, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
При этом с теми работниками, которые своевременно не сообщили необходимые сведения и в случае невозможности их перевода на другую работу, имеющуюся у работодателя, а также те, которые не представили в установленные сроки работодателю соответствующие документы, трудовые договоры будут подлежать прекращению.
Федеральным законом также вносятся изменения, уточняющие терминологию, используемую в статьях 168 и 169 ТК РФ.
Комитет обращает внимание, что проект Федерального закона был внесен в "одном пакете" с принятым Государственной Думой 20 апреля 2021 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1065287-7) в части установления корреспондирующих ограничений для отдельных категорий должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.