Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 12 раздела I плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Законопроектом предлагаются меры по совершенствованию налогового законодательства, затрагивающие вопросы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налогообложения доходов иностранных организаций, налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, страховых взносов.
1. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Законопроектом предусматривается установить обязанности для налогоплательщиков по удержанию и уплате налога на добавленную стоимость у их поставщиков товаров (работ, услуг) - иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налогоплательщиков - иностранных лиц, состоящих на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений, при условии, что указанные подразделения не участвуют в указанных операциях, налогоплательщиков - иностранных лиц, состоящих на учете в налоговых органах в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества, транспортных средств, счетов в банке.
2. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов.
Законопроектом предусматривается:
индексация ставок акцизов на 2024 год с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процентов;
уточнение условий для возможности применения с 1 января 2022 г. права на "обратный" акциз на этан и сжиженные углеводородные газы;
уточнение порядка применения налогового вычета по акцизам на виноград.
В рамках донастройки демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, законопроектом предусматривается:
снижение с 1 мая по 31 декабря 2021 г. условного значения средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации
автомобильного бензина АИ-92 класса 5 с 56 300 рублей до 52 300 рублей;
снижение с 1 января 2023 г. уровня ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 с 5 до 3 процентов;
снижение с 1 января 2022 г. уровня ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен реализации на территории Российской Федерации дизельного топлива класса 5 с 5 до 3 процентов;
исключение из формулы определения размера демпфирующей надбавки к налоговому вычету по акцизу на нефтяное сырье дальневосточных надбавок, применяемых с целью возмещения затрат на перевозку моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа.
С целью соблюдения баланса частных и публичных интересов предусмотрена корректировка формулы расчета коэффициента , применяемого при определении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и характеризующего надбавку за изменение механизма демпфера с 2020 года, а также коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья .
3. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Законопроектом предусматривается:
отмена обязанностей налогоплательщиков в представлении налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 000 рублей либо 1 000 000 рублей) над соответствующими доходами;
уточнение порядка передачи банками в налоговые органы информации о суммах, выплаченных физическим лицам процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
4. Изменения, касающиеся налогообложения иностранных организаций.
Законопроектом предусматривается дополнение перечня доходов подлежащих налогообложению, выплачиваемых иностранной организации и не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, процентными доходами от долговых обязательств индивидуальных предпринимателей и долговых обязательств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, аналогично действующим нормам для процентных доходов, выплачиваемых по долговым обязательствам российских организаций, в целях регулирования порядка налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации.
5. Изменения, касающиеся налога на прибыль организаций.
Законопроектом предусматривается:
в связи с противоречивой арбитражной практикой в части учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства по окончании срока полезного использования,
уточнение порядка учета подобных расходов;
в связи с перераспределением до 2024 года ставки налога на прибыль из регионального бюджета в федеральный, и учитывая, что 50-процентное ограничение по переносу убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах при исчислении налога на прибыль организаций, в настоящее время является компенсацией субъектам Российской Федерации вышеуказанного перераспределения, сохранить на этот же период действующее ограничение;
перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль организации за 2020 и 2021 год на март 2022 г. с освобождением их от уплаты авансовых платежей по указанному налогу за эти периоды;
расширение перечня расходов на НИОКР за счет расходов на приобретение результатов интеллектуальной деятельности по договору об отчуждении или лицензионному договору;
уточнение порядка налогообложения целевых отчислений от букмекеров, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами, в связи с изменениями, внесенными в законодательство, регулирующее деятельность по организации и проведению азартных игр.
6. Изменения, касающиеся государственной пошлины.
Законопроектом предусматривается:
приведение перечня юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, за совершение которых уплачивается государственная пошлина, в соответствие с перечнем таких регистрационных действий, которые Банк России совершает в настоящее время согласно действующей редакции Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (с учетом Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг");
освобождение от уплаты государственной пошлины детей-инвалидов (их представителей) в отношении тех юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрены льготы для инвалидов I и II групп: при обращении в суды общей юрисдикции, а также за совершение нотариальных действий, в целях обеспечения равенства прав инвалидов.
7. Изменения, касающиеся налогообложения при добыче полезных ископаемых.
Законопроектом предусматривается:
ограничение суммарного объема льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых, применяемый участниками региональных инвестиционных проектов, объемом капитальных вложений, определяющим сумму финансирования, соответствующего региональному инвестиционному проекту, в целях повышения бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот в целях реализации региональных инвестиционных проектов;
предоставление налогоплательщикам права на применение понижающего коэффициента к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче трудноизвлекаемых запасов природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с мерами налогового стимулирования разработки туронских залежей, коллекторские свойства продуктивных отложений которых практически идентичны.
8. Изменения, касающиеся упрощенной системы налогообложения.
В связи с отменой единого налога на вмененный доход вносятся соответствующие корректировки.
9. Изменения, касающиеся страховых взносов.
Законопроектом предусматривается определение случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате страховых взносов у участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияние на достижение целей государственных программ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) может потребовать расходов федерального бюджета в размере 13,8 млрд. рублей в 2021 году, 42,4 млрд. рублей в 2022 году, 85,5 млрд. рублей в 2023 году, 125,9 млрд. рублей в 2024 году.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 222 "О перечне базисов поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба.
Срок принятия правового акта Правительства Российской Федерации - 3 месяца, со дня вступления законопроекта в силу.
Принятие законопроекта потребует:
1) принятие приказа Федеральной налоговой службы "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы России от 28 марта 2014 г. N ММВ-7-3/120@ "Об утверждении формы и формата представления в электронном виде уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, порядка его заполнения и представления в электронном виде".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Федеральная налоговая служба.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - 1 апреля 2022 г.
2) принятие приказа Федеральной таможенной службы "О внесении изменений в приказ Федеральной таможенной службы от 11 ноября 2014 г. N 2180 "Об утверждении формы уведомления о максимальных и минимальных розничных ценах на табачные изделия, ввозимые в Российскую Федерацию, порядка его заполнения и предоставления в таможенные органы Российской Федерации".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Федеральная таможенная служба.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - 1 апреля 2022 г.
3) принятие приказа Федеральной налоговой службы "Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме реестров документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 19, подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, порядка их заполнения и представления в налоговые органы и внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2017 г. N ММВ-7-3/178@ "Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка их заполнения, порядка представления реестров счетов-фактур в налоговые органы и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, а также образца отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов в налоговый орган".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Федеральная налоговая служба.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - 1 апреля 2022 г.
4) принятие приказа Федеральной налоговой службы "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы "О создании информационного ресурса "Сведения о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Федеральная налоговая служба.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - 1 апреля 2022 г.
5) принятие приказа ФАС России "О внесении изменений в приказ ФАС России 30 октября 2019 г. N 1443/19 "Об утверждении порядка расчета показателей , , , , , а также расчетов средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации и на базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива 5 класса".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба.
Срок принятия правового акта указанного федерального органа исполнительной власти - 3 месяца, со дня вступления законопроекта в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.