Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1172903-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Законопроект) подготовлен с целью приведения Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон) в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери" (далее - Постановление).
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1 статьи 2 Закона признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не позволяет однозначно решить вопрос о том, распространяется или нет установленный данным Законом порядок передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование на помещения в здании, находящемся в муниципальной собственности, реконструированные (достроенные под размещение культового сооружения - храма) (далее - перепрофилированное имущество) религиозной организацией с согласия собственника в период длительного безвозмездного пользования этим имуществом для достижения ее уставных целей (до вступления в силу Закона), и создает неопределенность в вопросе о механизме защиты законных интересов религиозной организации после изъятия такого имущества из ее пользования.
Прямого указания на необходимость установления в Законе возможности отнесения к имуществу религиозного назначения перепрофилированных помещений в здании, а также прямого указания на необходимость внесения изменений в пункт 1 статьи 2 Закона Постановление не содержит.
Следует учитывать, что Закон не предполагает передачу в безвозмездное пользование перепрофилированного имущества и, следовательно, не содержит механизма его передачи.
Частью 1 статьи 12 Закона предусмотрена передача в собственность религиозной организации перепрофилированного имущества только в случае, если такое имущество на дату вступления в силу Закона уже находилось в безвозмездном пользовании религиозной организации. При этом такая передача осуществляется в порядке, установленном для передачи имущества религиозного назначения, с ограничениями, предусмотренными статьей 8 Закона.
В связи с изложенным Законопроектом предлагается обеспечить религиозным организациям возможность в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации продолжить безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения, соответствующим критериям, установленным частью 1 статьи 12 и частью 3 статьи 5 Закона, на условиях ранее заключенного договора безвозмездного пользования в случае, если такое имущество не может быть передано религиозной организации в собственность по основаниям, предусмотренным статьей 8 Закона.
В качестве механизма защиты законных интересов религиозной организации при расторжении договора безвозмездного пользования государственным или муниципальным перепрофилированным имуществом по требованию ссудодателя Законопроектом предлагается установить право религиозной организации на возмещение понесенных ею расходов на перепрофилирование, реконструкцию такого имущества с согласия его собственника.
Кроме того, в целях устранения неопределенности в вопросе возможности применения установленного Законом порядка передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование к перепрофилированному имуществу Законопроектом предлагается уточнить, что указанный порядок не распространяется на перепрофилированное имущество, если такое имущество одновременно не предназначено для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) не образует с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона.
В Законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация Законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" его реализация не окажет влияния на доходы и расходы федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.