Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1147176-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в целях реформирования системы лесоустройства),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1147176-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации (перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам пресс-конференции Президента Российской Федерации 19 декабря 2019 г., от 24 января 2020 г. N Пр-104, пункт 1 "в", от 6 ноября 2020 г. N Пр-1816, пункт 1, подпункты "д", "ж - и", "м").
Законопроект направлен на реформирование системы лесоустройства, в связи с чем в Лесной кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы вносятся изменения, предусматривающие:
введение в законодательство понятия лесоустройства как системы взаимосвязанных мероприятий по проектированию территориальных единиц управления лесами, закреплению их границ, планированию лесохозяйственных мероприятий;
закрепление функции лесоустройства как информационной основы лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра, оценки лесов;
закрепление статуса лесоустроительной документации как первичного источника сведений о лесах, их количественных и качественных характеристиках, закрепление возможности подготовки соответствующей документации в электронной форме;
введение единого федерального плана работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, с учетом зон интенсивного использования лесов;
установление требований к периодичности проведения лесоустройства в зависимости от вида лесов (защитные, эксплуатационные, резервные) и степени интенсивности их освоения;
гармонизацию требований к пространственным данным, используемым при установлении границ лесничеств, с требованиями, установленными для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
введение правового института отвода и таксации лесосек, предшествующих проведению лесосечных работ и рубок лесных насаждений;
разграничение таксации лесов как составной части лесоустройства (выявление, учет и оценка количественных и качественных характеристик лесов и лесных ресурсов) и таксации лесосек (определение параметров лесных насаждений, назначаемых в рубку и объема подлежащей заготовке древесины на конкретной лесосеке);
определение полномочий государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на землях лесного фонда;
введение квалификационных требований к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек;
четкое разграничение полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса, в том числе закрепление полномочий по образованию и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, за органами местного самоуправления;
совершенствование порядка взаимодействия органов государственной власти, уполномоченных в сфере лесных насаждений, и органов регистрации прав при выявлении пересечений установленных границ лесничеств и границ населенных пунктов.
Следует отметить, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
В настоящее время площадь земель лесного фонда, которые в первоочередном порядке подлежат лесоустройству, или территория интенсивного освоения лесов оценивается в 300 млн. га. Для поддержания материалов лесоустройства в актуальном состоянии лесоустройство на данной территории необходимо проводить раз в 10 лет. Таким образом, ежегодный объем мероприятий по лесоустройству должен осуществляться на площади не менее 30 млн. га.
В рамках 2023 года необходимо реализовать выполнение мероприятий по лесоустройству в части подготовительных работ в объеме 30 млн. га. Это позволит обеспечить в 2024 году вовлечение актуальных материалов лесоустройства на площади 30 млн. га. В целях обеспечения выполнения мероприятий по лесоустройству в 2023 году потребуется 3,6 млрд. рублей.
Начиная с 2024 года, потребность в ежегодном финансировании мероприятий по лесоустройству на территории интенсивного освоения лесов на площади 30 млн. га составит 4,8 млрд. рублей.
Покрытие расходов на реализацию законопроекта предлагается осуществить за счет средств национального проекта "Экология".
Выполнение на землях лесного фонда мероприятий по лесоустройству будет осуществляться силами ФГБУ "Рослесинфорг", который является крупнейшей в Российской Федерации организацией, чья ежегодная доля на рынке работ по лесоустройству превышает 70%.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на риски предлагаемого установления государственной монополии на лесоустроительные работы, что также может привести к созданию неравных условий для арендаторов в зависимости от того, включены ли арендованные ими участки в план лесоустройства или не включены, поскольку за счет государственных средств будут осуществляться только предусмотренные соответствующим планом лесоустроительные работы.
Законопроект необходимо соотнести с принятым в первом чтении проектом федерального закона N 793310-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры", а также с проектом федерального закона N 1146226-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации понятийного аппарата".
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1147176-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.