Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 1148254-7 вносятся изменения в ряд законодательных актов, регулирующих применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации, направленные на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза) и иными актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется, однако, законопроект требует доработки с учетом следующего.
Исходя из цели законопроекта, употребляемые в нем ссылки на акты, составляющие право ЕАЭС, следует унифицировать применительно ко всем федеральным законам, в которые вносятся изменения (см., например, часть вторую статьи 3, пункт 1 статьи 3.1, пункт 12 статьи 6.1 Федерального закона от 31.05.1999 года N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области (далее - Закон N 104-ФЗ), часть 1 статьи 1, часть 4 статьи 36, части 1 и 12 статьи 37 Федерального закона от 22.07.2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), часть 2 статьи 2, часть 2 статьи 10, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2006 года N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), части 1, 3, 4 статьи 2, 1 и 13 статьи 18 Федерального закона от 29.11.2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (далее - Закон N 377-ФЗ), пункт 3 части 2 статьи 3, часть 4 статьи 16, части 1 и 11 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ), части 3, 4 и 20 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Ряд проектируемых норм нуждается в уточнении и согласовании между собой, а также с нормами действующего законодательства и с другими находящимися на рассмотрении Государственной Думы законопроектами.
Проектируемые редакции статьи 11 Закона N 116-ФЗ, статьи 22 Закона N 377-ФЗ, статьи 24 Закона N 473-ФЗ и статьи 15 Закона N 212-ФЗ (пункт 2 статьи 2, пункт 10 статьи 4, пункт 5 статьи 5 и пункт 3 статьи 6 законопроекта), регулирующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на соответствующих территориях, следует соотнести с изменениями в указанные статьи, предусмотренными проектом федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", принятым Государственной Думой в первом чтении (см. статьи 66, 104-106 указанного законопроекта).
В проектируемых положениях подпункта 2 пункта 22.2 статьи 6.1 Закона N 104-ФЗ, пункта 2 части 28.2 и пункта 2 части 45 статьи 37 Закона N 116-ФЗ, пункта 2 части 44 статьи 18 Закона N 377-ФЗ, пункта 2 части 34 статьи 25 Закона N 473-ФЗ, пункта 2 части 37.1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ (подпункт "х" пункта 4 статьи 1, подпункты "п" и "с" пункта 5 статьи 2, подпункт "ш" пункта 4 статьи 4, пункт 6 статьи 5, подпункт "ц" пункта 5 статьи 6 законопроекта) вместо понятия "межведомственное взаимодействие" следует использовать понятие "межведомственное информационное взаимодействие" (см. статью 240 Федерального закона от 03.08.2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
Проектируемые статьи 25.5 Закона N 473-ФЗ (часть 7) и 26.2 Закона N 212-ФЗ (часть 5) возлагают на управляющую компанию обязанности по контролю за использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывозимых резидентом для собственных производственных и технологических нужд на остальную часть территории Российской Федерации, что не согласуется с правовым статусом и функциями управляющей компании, определяемыми в статье 8.1 Закона N 116-ФЗ, статьях 8 Закона N 473-ФЗ и Закона N 212-ФЗ, а также со статьей 214 Закона N 289-ФЗ, устанавливающей, что проведение таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза.
Употребляемое в законопроекте понятие "переселенец" (проектируемые статьи 6.5-1 Закона N 104-ФЗ, 16.4 Закона N 16-ФЗ) не имеет определения применительно к целям регулирования таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Кроме того, с учетом устоявшегося понятия "вынужденный переселенец", используемого в Законе N 289-ФЗ в значении, определяемом статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", как "гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка", полагаем нецелесообразным использование данного понятия в рассматриваемом законопроекте применительно к цели его регулирования.
В проектируемом пункте 7 части 1 статьи 17 Закона N 473-ФЗ указывается на применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны "с учетом положений, установленных настоящей статьей", в то время как фактически такие положения устанавливаются проектируемой статьей 25 названного Закона. При этом в частях 2, 3 и 9 указанной статьи имеются расхождения в определении территории, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (соответственно "участок территории опережающего социально-экономического развития" и "участок резидента территории опережающего социально-экономического развития").
Применительно к изменениям, вносимым в статьи 25 Закона N 473-ФЗ и 23 Закона N 212-ФЗ, обращаем внимание на находящийся на рассмотрении Государственной Думы проект федерального закона N 1135408-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (пункт 9 статьи 1, пункт 7 статьи 2 законопроекта). С учетом внесения изменений в одни и те же структурные единицы названных законов указанные законопроекты должны быть согласованы по содержанию и синхронизированы по времени рассмотрения и вступления в силу.
Текст законопроекта необходимо дополнить статьей 7 следующего содержания:
Статья 7
Признать утратившим силу пункт 12 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8411).
Также полагаем, что с учетом статьи 6 Закона N 289-ФЗ, согласно которой акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования, в законопроекте необходимо предусмотреть порядок вступления в силу федерального закона.
Наименование законопроекта необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.