Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации (утв. решением Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству от 22 апреля 2021 г. N 1205)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и другими, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд федеральных законов в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ) и соответствующим созданием механизма установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации (далее - экспериментальный правовой режим), то есть возможности применения в отношении участников таких режимов в течение определенного периода времени нормативного правового регулирования, отличающегося от общего регулирования и устанавливаемого в соответствии с Федеральным законом N 258-ФЗ программой экспериментального правового режима (специального регулирования) по таким направлениям разработки и апробации цифровых инноваций как медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт (в том числе беспилотный), сельское хозяйство, финансовый рынок, дистанционная торговля, строительство, государственные и муниципальные услуги и государственный контроль (надзор), промышленность, а также иным направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленным Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 1, пункты 2 и 5 статьи 2 Федерального закона N 258-ФЗ).
При этом пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 258-ФЗ предусмотрено, что если общее регулирование установлено федеральными законами, то специальное регулирование устанавливается в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами. А в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 258-ФЗ положения программы экспериментального правового режима, устанавливающие условия экспериментального правового режима, могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом.
В целях реализации указанного механизма экспериментального правового режима по основным направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций законопроектом предлагаются изменения в:
1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
2) Воздушный кодекс Российской Федерации;
3) Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
4) Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи";
5) Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
6) Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
7) Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
8) Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
9) Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
10) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
11) Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
12) Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ.
Подготовка и рассмотрение законопроекта, как и Федерального закона 258-ФЗ, осуществляются в рамках выполнения задачи по обеспечению законодательного регулирования вопросов создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики ("регуляторных песочниц") Федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, которым Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих реализацию начиная с 2020 года механизма применения экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в Российской Федерации новых технологий. Также в ходе совещания об итогах реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2019 и 2020 годов от 8 апреля 2021 года Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой поручено в целях реализации Федерального закона N 258-ФЗ завершить работу по внесению необходимых изменений в законы по отраслям в течение весенней сессии 2021 года.
Концепция законопроекта, по мнению Комитета, соответствует Федеральному закону N 258-ФЗ, указанным задаче Федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" и поручениям Президента Российской Федерации.
Комитеты Государственной Думы - соисполнители по законопроекту: Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддержали концепцию законопроекта и рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом высказанных ими замечаний. Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не возражая относительно концепции законопроекта предложил исключить из законопроекта внесение изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (статья 4 законопроекта), полагая их излишними.
По мнению Комитета, поступившие к законопроекту замечания правового и юридико-технического характера могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения его концепции.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.