Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1078993-7 "О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части определения порядка исчисления срока, в течение которого лицо, уплатившее административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, считается подвергнутым административному наказанию), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Представленным проектом федерального закона, подготовленным в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 июня 2020 года N 28-П, предлагается внести изменения в статью 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), устанавливающую срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Согласно указанной статье лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления.
В настоящее время Кодексом предусмотрена возможность для лиц, привлеченных к ответственности за ряд административных правонарушений в области дорожного движения, уплатить назначенный им штраф в половинном размере в течение двадцати дней со дня вынесения соответствующего постановления, то есть не дожидаясь дня его вступления в законную силу.
Однако в отношении указанной категории лиц возникает сложность в определении порядка исчисления срока административной наказанности. Согласно действующему правовому регулированию лицо считается подвергнутым административному наказанию, когда постановление о назначении штрафа исполняется лицом после его вступления в законную силу (статье 4.6 Кодекса). Учитывая, что уплата штрафа была произведена до вступления постановления в законную силу, то исчисление годичного срока привлечения к административной ответственности начинается не со дня оплаты административного штрафа, а со дня вступления постановления в законную силу, что может значительно ухудшить процессуальный статус лица, привлеченного к административной ответственности.
Рассмотрев обозначенные положения Кодекса, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что действующий порядок определения срока вызывает неопределенность в вопросе об исчислении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, если административный штраф уплачен в половинном размере до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 2020 года N 28-П), в связи с чем положения статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Авторами законопроекта в целях устранения данных противоречий предлагается установить порядок исчисления срока, в течение которого лицо, уплатившее административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, считается подвергнутым административному наказанию.
Таким образом, статья 4.6 Кодекса дополняется нормой, определяющей, что лицо, которому назначено административное наказание в виде штрафа за совершение правонарушения и уплатившее его в срок до дня вступления в законную силу соответствующего постановления, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Комитет отмечает, что проектируемые изменения об исчислении годичного срока привлечения к административной ответственности до момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу предоставят лицам, привлеченным к административной ответственности, справедливые гарантии реализации своего процессуального статуса и позволят соблюсти принципы справедливости и правовой определенности, в связи с чем концепция законопроекта поддерживается.
С учетом изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.