Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) за 2020 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон), а также сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2020 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2020 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2020 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2020 год |
Кассовое исполнение за 2020 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
федеральному закону |
уточненной сводной росписи |
||||
Доходы |
2 367 232,5 |
- |
2 392 693,0 |
101,1 |
- |
Расходы |
2 368 610,9 |
2 369 004,4 |
2 360 463,1 |
99,7 |
99,6 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-1 378,4 |
- |
32 229,9 |
- |
- |
По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 2 392 693,0 млн рублей, или 101,1% от утвержденного размера (2 367 232,5 млн рублей). По сравнению с 2019 годом доходы увеличились на 268 705,1 млн рублей, или на 12,7%.
Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 2 360 463,1 млн рублей, или 99,7% от утвержденного размера и от уточненной сводной росписи (2 368 610,9 млн рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2019 годом на 173 725,3 млн рублей, или на 7,9%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступил межбюджетный трансферт в объеме 247 742,1 млн рублей (100,4% от утвержденного размера).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 13 644,3 млн рублей (81,9% от утвержденного размера).
Бюджет Фонда за 2020 год исполнен с профицитом в размере 32 229,9 млн рублей.
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2020 году составила 89,1%. Страховые взносы на ОМС в 2020 году поступили на общую сумму 2 132 755,7 млн рублей, или 100,6% от утвержденного размера. По сравнению с 2019 годом объем их поступления вырос на 89 780,8 млн рублей, или на 4,4%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Основной категорией плательщиков страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались исходя из тарифа в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков - исходя из пониженных тарифов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2020 год составил 1 388 906,7 млн рублей, или 100,9% от утвержденного объема, в том числе:
страховые взносы, уплаченные работодателями, - 1 360 837,2 млн рублей;
страховые взносы в фиксированном размере - 28 069,5 млн рублей.
По сравнению с 2019 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 66 041,8 млн. рублей, или на 5,0%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2020 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2020 год составил 743 849 млн рублей, или 100% от утвержденного годового объема (743 844,8 млн рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ, исходя из численности неработающих застрахованных лиц в Российской Федерации на 1 января 2019 г. в количестве 80 096 587 человек и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в размере 18 864,6 рубля. По сравнению с 2019 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 23 739 млн рублей, или на 3,3%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2020 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 1 225,7 млн. рублей, в том числе:
налог на профессиональный доход - 1 224,3 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 0,9 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-0,1) млн. рублей;
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-0,01) млн. рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 0,6 млн. рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,01 млн. рублей.
Превышение общего размера поступивших налоговых доходов над утвержденными объемами произошло за счет увеличения поступлений по налогу на профессиональный доход в связи с тем, что с 1 июля 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход" указанный налоговый режим распространен на все субъекты Российской Федерации.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 24,3 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 13,9 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 5,4 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 0,9 млн. рублей;
доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев - 4,1 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2020 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 247 742,1 млн. рублей, в том числе:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) - 120 000 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата) - 114 760,1 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 11 956,2 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами - 25,8 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения - 1 000 млн. рублей.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 10 945,2 млн. рублей, из них:
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 221,3 млн. рублей;
на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 10 548,2 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 175,7 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (94,3%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2020 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 225 430,0 млн. рублей, что составляет 100,0% от утвержденного размера. По сравнению с 2019 годом субвенция увеличилась на 155 515,7 млн. рублей, или на 7,5%.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС
В 2020 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 103 087,2 млн. рублей, в том числе:
100 587,3 млн. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
2 500,0 млн. рублей - субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации , в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2019 г. N 56 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения".
В 2020 году высокотехнологичная медицинская помощь оказана более чем 1 млн. пациентов.
Софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала
В 2020 году в целях устранения кадрового дефицита в первичном медико-санитарном звене на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда медицинских работников в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для приема на работу 9 172 врачей и 15 977 специалистов из числа среднего медицинского персонала было направлено 15 592,4 млн. рублей или 85,0% от годового объема.
Неполное использование средств на указанные цели объясняется тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N 543-р "Об утверждении распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала" для случаев недостаточности распределенных средств предусмотрен резерв в размере 2 751,6 млн. рублей (15,0% от утвержденного объема), который в связи с отсутствием заявок от территориальных фондов обязательного медицинского страхования на предоставление дополнительных средств остался неиспользованным.
С 2021 года в целях более полного освоения и повышения эффективности использования средств на софинансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала расширены виды медицинских организаций, которым предоставляются указанные средства, и виды оказываемой ими медицинской помощи, перечень которых согласно статье 26 Федерального закона N 326-ФЗ определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 57н "Об определении видов медицинских организаций, которым предоставляются средства нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и видов оказываемой ими медицинской помощи в целях предоставления указанных средств" средства на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала с 2021 года будут дополнительно направляться в медицинские организации, оказывающие скорую и отдельные виды специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи.
Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинских работников за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации
В 2020 году осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1940.
Фактические расходы бюджета Фонда на указанные цели в 2020 году составили 458,6 млн рублей или 39,5% от утвержденного объема.
Предоставление средств из бюджета Фонда производилось с учетом требований пункта 5 вышеназванных Правил, согласно которому, начиная с 7-го месяца года размер иных межбюджетных трансфертов, подлежащих ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации, уменьшается на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом иных межбюджетных трансфертов в текущем году.
В 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 было принято решение о приостановлении проведения профилактических мероприятий в части диспансеризации со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с этим, мероприятия по осуществлению денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения не имели широкого применения.
Кроме того, не использованы предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N 545-р средства нераспределенного резерва в сумме 174,0 млн. рублей в связи с отсутствием заявок от территориальных фондов на их предоставление.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности, (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2020 году перечислено по заявочному принципу 13 644,3 млн. рублей (81,9% от запланированного объема).
Представленные в 2020 году заявки Фонда социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме.
Неполное освоение средств объясняется снижением числа родившихся детей в 2020 году по сравнению с прогнозными данными Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2020 году составили 866,9 млн. рублей, или 65,4% от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2020 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды 6,9 млн полисов, из них 2,9 млн. - электронные, 4 млн. - бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.
В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, сроки действия выданных временных свидетельств, подтверждающих полис обязательного медицинского страхования, были продлены до конца 2020 года, в связи с чем потребность на изготовление полисов сократилась.
Осуществление единовременных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 г.
В 2020 году на исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 г., из нормированного страхового запаса Фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона направлено 2,8 млн. рублей для предоставления единовременной компенсационной выплаты 5 медицинским работникам.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2020 году составили 987,4 млн. рублей, или 95,2% к утвержденным объемам.
Экономия средств против утвержденных объемов сложилась в результате проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" не повлечет негативных социально-экономических, финансовых или иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" законопроект размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
Реализация Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.