Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1113951-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Пунктом 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены ограничения пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации, связанные с осуждением его за определенные уголовные преступления, а также в случае, если он подвергнут административному наказанию за отдельные административные правонарушения. В пояснительной записке к законопроекту указано, что согласно части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Исходя из этого проектом федерального закона предлагается исключить указанные ограничения.
Законопроект не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой возможность установления исключений из принципа всеобщности пассивного избирательного права федеральным законом вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 32 (часть 3), 55 (часть 3) и 62 (часть 2), при этом федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права. Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что по своей природе в системе действующего правового регулирования ограничение пассивного избирательного права лиц, осужденных в прошлом к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, непосредственно не относится к мерам уголовной ответственности, поскольку носит не уголовно-правовой, а конституционно-правовой характер. Рассматриваемое ограничение сопряжено с повышенными репутационными требованиями к носителям публичной власти и является общеправовым последствием судимости (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2013 г. N 20-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 г. N 757-О-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 г. N 2508-О).
Согласно предлагаемым законопроектом изменениям подпись признается недостоверной на основании заключения эксперта в случае, если избиратель подтверждает, что он не ставил подпись (пункт 2 статьи 1 законопроекта). Из данного положения неясно, как должна устанавливаться достоверность подписи в ситуации, когда отсутствует одно из предусмотренных условий. Таким образом, положение не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, о необходимости соблюдения которого неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2004 г. N 4-П, от 2 марта 2010 года N 5 и другие).
Замечания аналогичного характера относятся к проектным изменениям Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.