Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1187809-7 "О внесении изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации.
При проведении расследования сходов и крушений, контрольно-надзорными органами неоднократно отмечалось, что существенное влияние на безопасность движения оказывает некачественный ремонт вагонов. Ремонтные организации могут скрывать, что у них закончились разрешения на тот или другой вид ремонта и просто его не проводят, но галочки в паспорте вагона ставят. В таком случае, отметка о проведении ремонта становится профанацией. Все это усугубляет ситуацию с безопасностью движения на железной дороге.
Сейчас ответственность за некачественный ремонт размазана между собственником, ремонтными организациями и работниками железных дорог. Согласно пункту 1 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Частью шестой статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрена ответственность для виновных лиц за нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств.
В соответствии с указанной статьей законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность:
- за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования (ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ и ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ) - для лиц, выполняющих определенную работу;
- за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ) - для лиц, ответственных за техническое состояние вагонов.
Законодательство Российской Федерации не содержит определения кто является лицами, ответственными за техническое состояние вагонов.
Исходя из судебной практики, лицом ответственным за техническое состояние вагонов, а также за прохождение вагонами обслуживания и ремонта, согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, является владелец вагонов или лицо, непосредственно его обслуживающее.
Для выполнения действующих норм и правил за владельцем инфраструктуры закреплены полномочия в части определения порядка проведения технического обслуживания подвижного состава. Для этого со стороны ОАО "РЖД" установлены участки гарантийного обслуживания, системы диагностики подвижного состава и другие мероприятия, исключающие постановку в поезда технически неисправных вагонов.
В соответствии с п. 2 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, контроль соответствия подвижного состава требованиям норм и правил осуществляется владельцем инфраструктуры.
Пункты 19, 20 приложения N 1 (раздел I) и пункт 19, 20 приложения N 2 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (TP ТС 003/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710, предусматривают, что пункты текущего отцепочного ремонта и пункты технического обслуживания вагонов являются объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащими приёмке в эксплуатацию.
Таким образом лицами, ответственными за техническое состояние вагонов являются владельцы вагонов и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Также, необходимо учитывать, что ответственность за некачественный ремонт вагонов должны нести организации, непосредственно их обслуживающие при проведении ремонта.
Частью одиннадцатой статьи 3 1 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" закреплено, что Порядок проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов должен содержать также нормы об ответственности за качество проведения текущего отцепочного ремонта. Указанный порядок подлежит утверждению Минтрансом России по согласованию с ФАС России, но до настоящего времени не принят.
Учитывая, что подзаконный акт принимается на основании и во исполнение закона, представляется необходимым закрепить на уровне закона норму, разграничивающую ответственность между владельцем инфраструктуры, владельцем вагонов и ремонтными организациями.
2. По проекту Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
2.1. В настоящее время законодательно урегулирована обязанность перевозчика согласовать запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (статья 12 Устава).
Перевозчик обязан рассмотреть запрос в течение трех часов и согласовывать его с владельцами инфраструктур, по которым будет осуществляться перевозка порожнего вагона (пункт 59 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374).
Пунктом 65 указанных Правил установлены исключения, которые предусматривают при наличии согласованного запроса и оформленной отправителем накладной перевозчик вправе не принимать вагон для перевозки, если при приеме для перевозки выявлены нарушения требований Устава или правил перевозок железнодорожным транспортом либо в процессе осмотра обнаружены неисправности вагона или Уставом или иными нормативными правовыми актами допускается возможность прекращения или ограничения приема к перевозке.
Дальнейший прием вагонов к перевозке на основании согласованного запроса и оформленной накладной регулируется договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
На практике довольно часто происходят ситуации, когда несколько суток вагоны простаивают в ожидании локомотива перевозчика.
С учетом изложенного, предлагается установить штраф для перевозчика за задержку в отправлении собственных вагонов по причинам, зависящим от перевозчика.
2.2. Судебная практика исходит из того, что сам факт принятия перевозчиком вагонов к перевозке подтверждает отсутствие каких-либо дефектов в вагонах и их нахождение в надлежащем, технически исправном состоянии.
Документы (уведомление ВУ-23 М, акты общей формы), составленные перевозчиком, не могут служить безусловным доказательством того, что выявленные неисправности произошли не по вине перевозчика. Данные документы подтверждают факт обнаружения технической неисправности, но не вину грузоотправителя или владельца вагонов в ее возникновении.
Многие неисправности, выявляемые в пути следования не относятся к числу скрытых дефектов.
Согласно абзацу 2 статьи 20 Устава перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны.
Поэтому, освобождение перевозчика от ответственности может быть только в случае если такая неисправность является скрытым дефектом и не может быть обнаружена при осмотре вагона, а также в случае, когда за погрузку груза в вагон отвечает грузоотправитель, который мог нарушить технологию при погрузке (за исключением случаев вины перевозчика при погрузке).
2.3. В настоящее время ст. 44 Уставом закреплена обязанность грузополучателя или перевозчика (в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка) по очистке вагонов от остатков грузов, а также по приведению в исправное техническое состояние несъемных приспособлений для крепления.
Однако, в случае нарушения указанных требований у перевозчика есть право, но не обязанность не принимать такие вагоны к перевозке.
Неочищенные порожние грузовые вагоны, как правило, следуют со станции выгрузки на станцию назначения под следующую погрузку.
По прибытию на станцию назначения вагоны подаются получателю, который отказывается от их приема по причине технической неисправности или коммерческой непригодности на основании ст. 36 Устава. Перевозчик уведомляет об этом владельца вагонов, который обязан их заменить на пригодные.
Владелец вагонов вынужден нести расходы, связанные с перенаправлением вагонов для их очистки и промывки, платой за нахождение на путях общего пользования, а также последующим направлением вагонов на новую станцию назначения.
Вместе с тем, статьей 20 Устава закреплена обязанность перевозчика подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Согласно пункту 64 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утв. приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, акт общей формы составляется перевозчиком, владельцем инфраструктуры на станциях для удостоверения фактов и обстоятельств, предусмотренных Уставом.
Пункт 74 указанных Правил предусматривает, что в актах общей формы, составленных в связи с задержкой порожних вагонов на железнодорожных путях общего и необщего пользования по вине сторонних организации, перевозчиком при возможности определения им виновной сторонней организации указывается ее наименование и основание ее ответственности.
В рассматриваемой ситуации такая возможность определенно есть, поскольку статьей 44 Устава установлено требование по очистке грузовых вагонов к грузополучателю.
В статье 44 Устава предлагается установить обязанность перевозчика составлять акты общей формы при задержке вагонов на путях необщего пользования в связи с их неочисткой либо принятием к перевозке неочищенных вагонов.
2.4. Судебная практика предусматривает, что в случае, когда перевозчик принял от грузополучателя неочищенный вагон, что подтверждено актом общей формы, с такого грузополучателя по требованию перевозчика арбитражный суд взыскивает штраф, предусмотренный статьей 103 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта общего пользования" (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Вместе с тем, штраф в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, должен взыскиваться в пользу владельца вагонов, который понесет расходы, связанные с их очисткой после того, как грузоотправитель откажется от таких вагонов по причине коммерческой непригодности на станции назначения в соответствии со статьей 36 Устава.
В целях сокращения случаев принятия к перевозке грузовых вагонов без составления актов общей формы предлагается внести соответствующие корректировки в статью 103 Устава, предусматривающие взыскание штрафа за неочистку вагонов в пользу перевозчика - в отношении вагонов, принадлежащих перевозчику, а взыскание штрафа за неочистку вагонов в пользу владельца грузовых вагонов - в отношении вагонов, принадлежащих операторам железнодорожного подвижного состава.
------------------------------
1Федеральный закон от 29.07.2018 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.