Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1187390-7 "О внесении изменений в главу 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данным законопроектом предлагается установить дополнительное основание для пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных по уголовным делам.
В соответствии с пунктом 1 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) одним из оснований возобновление производства по уголовному делу является признание Конституционным Судом Российской Федерации закона, примененного судом в данном уголовном деле не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Норма аналогичного содержания содержится в арбитражном, гражданском и административном процессуальных кодексах.
Однако, данная норма является недостаточной, так как не распространяется на случаи когда не соответствующим Конституции РФ признаётся не закон, а иной нормативный акт, или же только отдельное положение закона (иного нормативно правового акта), примененные в конкретном уголовном деле, а так же на случаи когда в основу вынесенного судом решения было положено расходящееся с примененным истолкование Конституционным Судом Российской Федерации акта или его отдельного положения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём Постановлении от 26 июня 2020 г. N 30-П указал на этот недостаток действующего законодательство. Во исполнение предписаний Конституционного суда Правительством Российской Федерации был внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения оснований пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам" предусматривающий внесение соответствующих изменений в Арбитражный процессуальный Кодекс РФ, Гражданский процессуальный Кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства.
Данным законопроектом предлагается внести в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ аналогичные изменения, согласно которым к новым обстоятельствам, влекущим пересмотр вступившего в законную силу судебного акта (постановления), будут отнесены:
- признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации акта или его отдельного положения, на котором основан оспариваемый судебный акт (постановление);
- расходящееся с примененным истолкование Конституционным Судом Российской Федерации акта или его отдельного положения, на котором основан оспариваемый судебный акт (приговоры, определения, постановления),
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П " правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу суд общей юрисдикции или арбитражный суд придал истолкование, расходящееся с его конституционно - правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, также подлежат пересмотру в порядке, установленном законом. Иное означало бы, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд могут осуществлять истолкование акта, придавая ему иной смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, и тем самым подменять Конституционный Суд Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе."
Основываясь на позиции Конституционного суда об обязательности пересмотра судебного решения в случае выявления Конституционным судом РФ толкования закона примененного в деле не соответствующим его конституционно-правовому смыслу, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 413, 414 и 415 УПК РФ.
Необходимость внесения предлагаемых изменений подтверждается поступающими в адрес депутатов обращениями граждан, столкнувшихся с пробелами действующего уголовного законодательства.
Приложение : - обращение Гаврилова А.Н. на 8 л.;
- обращение Григорян Э.С. на 2 л.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.