Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1190171-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения основных приоритетов стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а именно: повышения качества жизни, укрепления здоровья населения и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также направлен на реализацию Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года - утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года N 256-р. (далее - Стратегия), в частности развития законодательства Российской Федерации в области Интернет-торговли в части установления необходимых и достаточных полномочий контролирующих органов и порядка надзора за деятельностью участников.
Неконтролируемый оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов Интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования, как в отношении внутренних, так и международных (трансграничных) потоков товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), что облегчает проникновение контрафактной и фальсифицированной продукции, создает значительные риски для жизни и здоровья населения Российской Федерации, а также позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции.
Такая ситуация в большинстве случаев приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, недостаточной развитости механизмов защиты прав потребителей и добросовестных производителей на законодательном уровне.
Пищевая промышленность отмечена в Стратегии, как одна из приоритетных, с точки зрения принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку существует высокая степень риска безопасности потребителя из-за фальсификации пищевых продуктов, несоблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза.
При этом, несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, эффективное противодействие незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств-членов Евразийского экономического союза не создано, что позволяет недобросовестным поставщикам и производителям выводить свою продукцию на российский рынок, в первую очередь посредством продажи такой продукции в сети Интернет.
Одной из наиболее часто реализуемых посредством сети Интернет контрафактной, фальсифицированной или незарегистрированной пищевой продукции являются биологически активные добавки к пище (далее - БАД). БАД к пище - это витаминные и витаминно-минеральные комплексы, и другие товары (в том числе для детей), предназначенные для восполнения дефицитов и оптимизации питания, что является важнейшим элементом поддержания и укрепления здоровья, в том числе профилактики респираторных заболеваний и ОРВИ, отдельные из которых могут играть значительную роль в формировании иммунитета. При этом в период пандемии новой коронавирусной инфекции значительно вырос уровень потребления населением БАД, что также прямо отразилось на количестве предложений о продаже в сети Интернет незарегистрированных, а как следствие не отвечающих требованиям безопасности БАД к пище.
Согласно опросу, ВЦИОМ, проведенному в 2020 году, за последний год 59% россиян в возрасте от 18 до 60 лет заказывали витамины через интернет-магазины, еще 39% покупали таким образом биологически активные добавки. Таким образом россияне за последний год чаще всего покупали БАДы, в том числе витамины в интернет-магазинах.
При этом, по официальной информации Роспотребнадзора, ежегодно растет число обращений граждан, озабоченных распространением в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" недостоверной информации о БАД к пище, в том числе с жалобами на интернет-магазины, предлагающие БАД к пище, содержащие в том числе рецептурные лекарственные вещества.
Многие маркет-плейсы предлагают продукцию, позиционируемую как БАД к пище, при этом не зарегистрированную в установленном порядке (отсутствует свидетельство о государственной регистрации). В основном, это БАДы для мужского, женского здоровья и снижения веса.
Только в рамках одного проведенного мониторинга, было выявлено более 50 интернет-магазинов и 3 маркет-плейсов в общей сложности предлагавших порядка 98 продуктов, позиционируемых как БАД к пище, однако не являвшихся таковыми.
Также необходимо учитывать, что в связи с принятием новых актов Правительства с 1 января 2021 года отменены все ограничения на реализацию БАД к пище, в частности разрешена продажа БАД к пище дистанционным способом продаж, что при отсутствии эффективных механизмов контроля может привести к еще большему количеству случаев нарушений законодательства в сфере дистанционной торговли БАД к пище.
Ежегодно судами Российской Федерации по обращениям контрольно-надзорных ведомств возбуждаются дела по фактам реализации в сети Интернет контрафактной, фальсифицированной и незарегистрированной пищевой продукции. Так, только в начале 2021 года Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено дело, в рамках которого был доказан факт распространения на одном из сайтов в сети Интернет более 3 тысяч случаев запрещенной информации, содержащей предложение к приобретению незарегистрированных БАД к пище, содержащих в своем составе более 57 видов растений и продуктов их переработки, содержащих психотропные, наркотические, сильнодействующие или ядовитые вещества.
Однако, в связи с частой невозможностью установления владельцев сайтов или лиц, распространяющих запрещенную информацию, содержащую предложение к приобретению незарегистрированных или не соответствующих требованиям законодательства БАД к пище в сети Интернет, применение судебного механизма представляется затруднительным, более того, в настоящее время недобросовестными лицами применяются механизмы создания сайтов - зеркал, полностью дублирующих ранее запрещенную к распространению информацию в сети Интернет.
В связи с изложенным, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусматривающие внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию, содержащую предложение о торговле биологически активными добавками к пище, в том числе дистанционным способом, торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством о качестве и безопасности пищевой продукции.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевой продукции" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" потребует внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (в части внесения изменений в Правила принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.